Москва
23 ноября ‘24
Суббота

Смесь китайской модели и «рейганомики»: Путин выбрал путь развития России

Совещание президента России Владимира Путина с правительством по вопросам экономики обнаружило растущее понимание, что надежды на волшебников-инвесторов пора оставить в прошлом.

Никто, кроме государства не построит в стране принципиально новую экономику с развитой промышленностью, отвечающей на запросы реальности противостояния с Западом. Это понимание приходит на смену парадигме «продать ресурсы, а остальное купить». Поэтому теперь возникает вопрос, как поднимать экономику своими силами.

Два важных заявления

Экономист Никита Кричевский в высказываниях Путина обратил внимание на два любопытных момента. Было заявлено, что России нужно обеспечить технологический суверенитет, раскрыть свой индустриальный потенциал, используя уникальные возможности. В частности, говорилось об опережающем финансировании федеральных и региональных программ.

Также президент указал на внутренний спрос, как главный драйвер роста. То есть, государство теперь заинтересовано в росте количества свободных денег у компаний и простых граждан.

«Да, отчасти это китайский вариант. Но не только китайский, а еще американский, периода «рейганомики». На практике это должно означать не только расширение кредитования компаний (контроль над этим за ЦБ), но, в первую очередь, увеличение средств у людей», - пояснил Кричевский.

Для обеспечения роста благосостояния граждан придется принимать массу решений, обеспечить минимизацию инфляции, стабильность тарифов ЖКХ и трат по прочим обязательным статьям, обеспечить рост производительности труда.

Реальный сектор зальют деньгами

Политолог, экономический обозреватель Константин Двинский тоже увидел позитивные моменты в мероприятии под руководством президента. «Наконец-то пришло понимание того, что рассчитывать мы можем, в первую очередь, только на внутренние ресурсы», - поделился общим впечатлением эксперт, напомнив, что из общего объема иностранных инвестиций порядка 70% составляли российские деньги, выведенные ранее в офшоры.

Теперь возможность бума иностранных инвестиций исключена. Хотя некоторые чиновники по инерции продолжают надеяться на инвестиции из дружественных стран. Между тем, перед Россией стоит задача обеспечить прорывное развитие реального сектора экономики. Нужны длинные и дешевые деньги. Но сейчас корпоративное кредитование ускоряется только тогда, когда правительство субсидирует ставку по кредитам для ключевых отраслей за счёт средств федерального бюджета. Если нет – банки в основном склонны заниматься потребительским кредитованием.

Для сравнения, в Китае банковский сектор построен иначе. Система там сложная, но через механизмы перекрестного кредитования ликвидность Народного Банка Китая почти в полном объеме доходит до реального сектора.

В России, видимо, придется уменьшать роль банков (фактически роль блокирующих финансовых прокладок). Одним из инструментов здесь станет цифровой рубль.

Первый вице-премьер Андрей Белоусов также предложил президенту вариант использовать механизм биржи вместо банковского сектора. При нем участники торгов будут заключать сделки друг с другом напрямую.

Также Белоусов предложил несколько вариантов народного финансирования реального сектора. Естественно, все они предполагают, что у народа есть лишние деньги, чтобы заниматься долгосрочным инвестированием. Один из механизмов – ИИС-3 (инвестиционные счета), предусматривает опцию вложения средств в ценные бумаги за налоговым вычетом и освобождением от НДФЛ при получении дохода.

Второй вариант – расширение использования НПФ с привлечением в систему добровольного накопления широких народных масс. Третий – страхование жизни через долевое финансирование. «Предлагается предоставить право гражданам инвестировать часть этой суммы в выбранные ими активы. Страхование со стороны государства будет осуществляться на 1,4 млн рублей, как и по банковским вкладам», - пояснил Двинский.

Он назвал все три варианта достаточно перспективными и в заключение заметил, что в Минфине на удивление не против масштабной программы финансирования реального сектора.

Полная версия