В 2022 году россияне столкнулись с двумя мощными всплесками тревожности, а теперь тревожность становится объединяющим население фактором.
Первый скачок тревожности общества был после 24 февраля 2022 года, второй – осенью, когда была объявлена частичная мобилизация.
Исследования кризисов показывают, что им обычно предшествует ухудшение психологического благополучия общества. Но в околостресосовой обстановке есть и свои плюсы. Во-первых, тревога сигнализирует о приближении опасности, повышает нашу бдительность, рассказал в интервью «Ведомостям» завлабораторией социальной и экономической психологии РАН Тимофей Нестик.
Когда кризис уже идет, тревога отчасти замещается позитивными иллюзиями. Проще говоря, надеждой или «сверхоптимизмом». «Эти иллюзии могут приводить к серьезным стратегическим ошибкам, но в целом поддерживают нашу жизнестойкость», - пояснил специалист.
Чем опаснее выглядит геополитическая и экономическая обстановка, тем больше граждане боятся социального коллапса. И тут возникает такое явление, как рост лояльности к своей группе и политическое доверие. Оно в свою очередь подкрепляет веру или иллюзии о готовности справиться с любыми трудностями. Фактически, это еще один элемент психологической защиты общества.
Антироссийские санкции в последнее время в некоторой степени стали восприниматься населением по-другому. Сначала ограничения были поводом «порадоваться» за олигархов с их трудностями по части элитной недвижимости, счетов, плавсредств и так далее.
«Теперь же сложилась парадоксальная ситуация: санкции приобрели всеобщий характер и те, кто почувствовал на себе их последствия, стали воспринимать их уже как военную агрессию против рядовых россиян, против будущего наших детей», - сказал Нестик, заключив, что всякие негативные факторы с определенной точки зрения делают общество сильнее и сплоченнее.