Москва
3 января ‘25
Пятница

На смену ЕГЭ придет цифровое портфолио? К чему идет российское образование

Премьер-министр Михаил Мишустин допустил отмену в России ЕГЭ. Этот вопрос как минимум обсуждается, но куда важнее – чем заменят этот вид экзамена.

Мишустин 15 марта встретился с лидером партии «Справедливая Россия — За правду» Сергеем Мироновым. В ходе беседы Миронов назвал Единый госэкзамен «классово чуждым» и выступил за возвращение к традиционной экзаменационной системе приема в вузы.

Глава правительства в ответ заявил: «Насчет ЕГЭ, отмены или каких-то других вещей - надо все серьезно взвесить. Здесь плюсы и минусы, надо все посмотреть». Мишустин добавил, что требования по новым специальностям нужно отразить в поправках к нормативным актам. Сейчас в сфере образования запущен проект 30 инженерных школ, в 70 кластерах по 15 отраслевым направлениям реализуется программа «Профессионалитет». В дальнейшем планируется добавить еще 170 кластеров со специальностями «электроника», «робототехника» и другими.

На смену ЕГЭ – цифровое портфолио?

Портал «Катюша» напоминает, что совеем недавно глава Рособрнадзора Анзор Музаев заявлял, что отмена ЕГЭ в связи с предложением президента Владимира Путина вернуть в вузы классическую систему, основанную на советских наработках, не обсуждается.

Депутат Госдумы Петр Толстой с такой формулировкой не согласился и подчеркнул, что данный вопрос нужно обсудить и, в конце концов, отменить ЕГЭ, чего хочет большинство жителей России, а в особенности учителей и родителей учащихся.

Журналисты напомнили, что в 2021 году Анзор Музаев дал большое интервью «Российской газете», в котором заявил, что к 2030 году в школах появится альтернатива ЕГЭ в виде цифрового портфолио. К тому времени потребности в экзаменах и оценках не будет, поскольку на протяжении учебы будет собираться «цифровой след» достижений каждого ребенка. К концу учебы за выпускниками будет собрана солидная «цифровая биография», с которой можно будет поступить в тот или иной вуз.

В движении «РВС», возглавляемом Марией Мамиконян, отмечают, что поводов подозревать замену «шила на мыло» достаточно. Во всяком случае, вряд ли будет возврат к советской системе, которая строилась на принципах безусловного авторитета учителей. Сейчас учитель всего лишь оказывает услуги, как бы не противились этому тезису чиновники от образования.

Отказ от ЕГЭ подразумевает также отказ от элементов «псевдообразования», от внедрения цифровизации в пользу живого общения учителей с учениками с возвращением в школы воспитательной функции. Однако процесс цифровизации продолжается с нарастающей активностью. Можно предположить, что в результате такой трансформации образования страна рискует получить поколения с подавленной эмоциональностью и слабыми способностями к логическому мышлению.

В свете этого отмена ЕГЭ выглядит как продолжение тренда дальнейшей цифровизации, и ничем хорошим ЕГЭ в итоге не заменят.

Полная версия