Москва
23 декабря ‘24
Понедельник

Российский автопром лишился половины господдержки

Деньги, которые должны были пойти на локализацию автокомпонентов, частично пойдут на нужды недавно присоединенных территорий.

Под оптимизацию попала программа Фонда развития промышленности «Автокомпоненты». По проекту бюджета в 2023 году на нее было выделено 6,9 млрд рублей. Но, как сообщает «КоммерсантЪ», позже Минпромторг скорректировал бюджет. Программа была сокращена до примерно 3 млрд рублей, а сэкономленные средства пойдут на нужды промышленности Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской областей.

Оставшихся средств хватит на реализацию не более двух проектов от автоконцернов.

Программа поддержки локализации производства предполагает выдачу предприятиям займов под 1% годовых на организацию серийного производства агрегатов, деталей. Обычно размер займов варьируется от 100 млн до 5 млрд рублей. В 2022 году таких займов было выдано 14 на общую сумму 45,2 млрд рублей. Главными заемщиками стали АвтоВАЗ, КамАЗ, «Урал».

9 февраля замглавы Минпромторга Алексей Беспрозванных рассказал, что предприятия ЛНР получат в этом году 1 млрд рублей на развитие. Он подчеркнул, что программы развития промышленности для новых субъектов РФ – приоритетная задача.

Что касается автопрома, источники «Ъ» говорят: обстановка с господдержкой «близка к критической». Строго говоря, сложности с финансированием автомобильной промышленности были еще на этапе формирования федерального бюджета.

Обычно запрос автопрома на дополнительное финансирование решался также за счет утильсбора — его индексировали, а «избыток» средств, собранных с локальных заводов, направляли на субсидии. В этом году, учитывая уход из страны ряда иностранных компаний, за счет утильсбора помочь отечественной промышленности не получится.

Один из собеседников журналистов в комментарии к обозначенной проблеме заметил, что финансирования на локализацию компонентов в любом случае не хватило бы. Еще в 2022 году сам Минпромторг оценивал потребность поддержки локализации в 100 млрд рублей. В этом свете разница между 6,9 и 3 млрд никакой роли уже не сыграет. Это так же справедливо, как и то обстоятельство, что без компонентной базы по-настоящему собственный автопром в России не появится.

Полная версия