Минфин признался в продаже золота для покрытия дефицита бюджета
Дефицит федерального бюджета в январе 2023 года получился таким, что Минфину для его покрытия пришлось продавать не только юани, но и золото.
На сайте министерства 6 января был опубликован отчет, согласно которому в первый месяц года федеральный бюджет был исполнен с дефицитом 1,776 трлн рублей. В сравнении с январем прошлого года показатель вырос в 14 раз.
Доходы в январе сложились в размере 1,356 трлн рублей (на 35% меньше, чем в январе 2022 года). Нефтегазовые доходы составили 426 млрд рублей, сократившись на 46%. В Минфине на этот счет отмечают, что причиной стало снижение котировок цен на нефть Urals. Бюджет на текущий год сверстан исходя из прогноза стоимости Urals $70,1 за баррель. А в январе отечественная нефть продавалась в среднем по $50,47 .
Расходы бюджета в январе достигли 3,117 трлн рублей, превысив показатель прошлого года на 59%. Связано это с более оперативным заключением контрактов с финансированием авансом.
Сборы НДС в январе тоже упали. Причем почти вдвое – с 683 млрд рублей до 379 млрд. Минфин это объясняет введением ускоренного порядка возмещения НДС, что привело к перераспределению квартальных объемов возмещения.
Свою роль сыграл и переход с 1 января на Единый налоговый счет (ЕНС). В процессе выяснилось, что некоторые компании заплатили в предыдущие периоды налогов больше, чем имелось начислений. В итоге средства были возвращены им на ЕНС. Предположительно, именно из-за реформы чистое поступление налога на прибыль в федеральный бюджет в январе было отрицательным.
Недопоступление налога на прибыль в январе Минфин оценил в 72 млрд рублей.
Дыры в бюджете латают золотом
ТГ-канал MMI обратил внимание на одно любопытное признание Минфина в его отчетах по части пользования средствами ФНБ. К началу февраля объем ФНБ составил 10,808 трлн рублей. Ликвидная часть – 6,335 трлн. Из нее в январе было изъято 2,274 млрд юаней и 3,633 тонны золота в обезличенной форме. Этот актив был продан Центробанком за 38,5 млрд рублей для компенсации недополученных нефтегазовых доходов.
«Часть юаней ЦБ, по-видимому, продал из собственных резервов, не относящихся к ФНБ, так как изъятых из ФНБ юаней недостаточно для покрытия всей суммы», - предполагает MMI.