Снова виноваты граждане: ЦБ возложил ответственность за динамику цен на население
Опросы ФОМа для банка России в январе 2023 года зафиксировали снижение инфляционных ожиданий и рост потребительских настроений граждан.
В то же время, наблюдается рост склонности населения к сбережению. Однако в 2023 году вероятно возвращение граждан к потребительской модели поведения, что несет в себе дополнительные инфляционные риски. Этот же сценарий допускает возвращение экономики к росту, пишет «КоммерсантЪ».
Потребительские настроения в январе улучшились. К декабрю соответствующий индекс ФОМ вырос на 6,5 пункта, обновив максимум с 2018 года.
Между тем, «Сбериндекс» обнаружил всплеск спроса по картам «Сбера» в январе. В основном граждане тратят деньги на услуги и продовольствие. Предположительно, причиной скачка стало ослабление рубля.
«В реальном выражении расходы могут подняться до максимальных значений с марта 2022 года, преодолев мобилизационный шок»,— пишет ТГ-канал MMI.
«Накопительное поведение» тоже имеет место. Так, доля тех, кто предпочитает свободные деньги откладывать, а не тратить, составила 54,9%. В перспективе эти деньги превратятся в спрос.
Политика ЦБ «на глазок»
Экономист Никита Кричевский в комментарии к материалу «Ъ» обратил внимание на то обстоятельство, что ЦБ определяет инфляционные ожидания через социологию ФОМ, то есть, фактически «на глазок». Отсюда можно заподозрить, что и ключевая ставка устанавливается из общих соображений такого же качества.
В целом политика ЦБ создает впечатление «раздвоенного сознания». Когда говорится, что возможна активизация потребительской активности на фоне растущих ликвидных сбережений домохозяйств, тут явно кроется ошибка. Одновременно эти процессы не могут происходить. Увеличение доходов, опережающих темпы экономического роста – это заслуга правительства, поднимающего доходы бюджетников, пенсионеров, получателей социальных пособий. Это ведет к росту спроса, что, по всей видимости, не нравится Центробанку, для которого предпочтительнее «восстановление потребительского спроса за счет роста выдачи новых необеспеченных кредитов, нежели возобновление потребительской активности населения за счет собственных отложенных средств».