Москва
24 ноября ‘24
Воскресенье

Худшее случилось: в России вводят бюджетное правило 2.0

Банк России с 13 января вернется к операциям с иностранной валютой на внутреннем рынке в рамках валютного правила.

Сделки будут проходить на Московской бирже. Основным инструментом валютных операций станет пара «юань – рубль».

«В целях минимизации влияния указанных операций на динамику валютного курса Банк России будет покупать (продавать) иностранную валюту на рынке равномерно в течение каждого торгового дня месяца»,— говорится в сообщении Центробанка.

Регулятор отмечает, что подходы к проведению денежно-кредитной политики в рамках бюджетного правила не поменяются.

Худшего и придумать было нельзя

Политолог, обозреватель Константин Двинский прокомментировал решение ЦБ возобновить работу бюджетного правила выражением: «Худшее случилось».

Он пояснил, что деньги на покрытие, как можно предположить, недополученных нефтегазовых доходов будут браться из Фонда национального благосостояния, снова приобретающего «функцию кубышки» вместо того, чтобы стать основой для развития экономики.

Об обновлении бюджетного правила Минфин заявлял еще в прошлом году. Если говорить кратко, то теперь нефтегазовыми сверхдоходами, которые должны поступать в ФНБ считается не то, что выше цены отсечения на нефть марки Urals, а то, что выше 8 трлн рублей нефтегазовых доходов бюджета», - пояснил Двинский суть правила.

Но это было бы еще полбеды. Вопрос в том, как использовать сверхдоходы. Если на финансирование экономики – одно дело. И совсем другое – изымать из экономики деньги, компенсируя просадку доходов.

«Увы, но с начала этого года мы видим именно второй вариант. С 13 января по 6 февраля Центробанк по поручению Минфина будет продавать из ФНБ юани. На сумму в 3,2 млрд рублей в день», - констатировал эксперт.

Финансирование госбюджета из ФНБ уже имело место в IV квартале 2022 года. Есть данные по октябрю и ноябрю (259 и 300 млрд рублей соответственно). Можно предположить, что и в декабре было нечто подобное. Но сейчас будет совсем другая история. Если тогда фактически речь шла о допэмиссии, оформлявшейся как продажа иностранной валюты, то теперь средства планируют обменивать на юани и зачислять в бюджет, «будут проданы на открытом рынке». Смысл таких операций неочевиден.

«Финансирование дефицита бюджета по-прежнему возможно за счет эмиссии Центробанка. Здесь нет никаких рисков для инфляции», - продолжил Двинский.

В заключение он подчеркнул, что куда продуктивнее было бы направить средства на новые инфраструктурные проекты, на развитие предприятий. Сейчас же получается, что деньги будут меняться на юани и изыматься. Ничего хорошего из этого не получится.

Обозреватель Анатолий Несмиян расшифровал планы с юанями проще. Он указал, что продажа юаней – это «последний ликвидный валютный резерв», который можно пустить на покрытие дефицита. В запасе есть около 3 трлн рублей, номинированных в китайской валюте. Для покрытия дыры в бюджете этого явно недостаточно (по оценке Минфина, в 2022 году дефицит составил 3,3 трлн, а в 2023 году ситуация вряд ли будет лучше).

«Что делать, когда юани закончатся, неизвестно. Либо резать расходы, либо начинать печатать пустые деньги», - подытожил обозреватель.

Полная версия