Цифровизация пришла в дошкольное образование
Минпросвещения России 28 декабря утвердило единую федеральную программу дошкольного образования. Вопросу ознакомления детей с «цифрой» там уделено много внимания.
Программа призвана создать единое федеральное образовательное пространство. Она же определит объем и содержание дошкольного образования.
Родительское движение «РВС», возглавляемое Марией Мамиконян, отмечает, что утвержденный документ явным образом нацелен на увеличение показателя вовлеченности населения в цифровую экономику. Иначе сложно объяснить, зачем нужно знакомить детей детсадовского возраста с гаджетами, если последние, по мнению психологов, наносят вред здоровью и психическому развитию.
В заключении РВС говорится, что некоторые педагоги вовсе говорят о провокации гаджетами в раннем возрасте отдаленных последствий в виде «цифрового слабоумия».
В пункте 15.3.3 программы говорится, что уже к шести годам ребенка нужно научить азам работы с «цифровыми средствами познания окружающей действительности».
Примечательно, что ранее Минпросвещения утвердило единые программы школьного образования с включением в них освоения навыков использования цифровых средств коммуникации.
Эксперты РВС подчеркивают, что с принятыми программами стало легко объяснить и обосновать постепенное «оставление детей с планшетом» вместо воспитателя или учителя. Здесь возникают сомнения в успехах патриотического воспитания, тогда как с гаджетами дети будут приходить в школу «уже погруженными в цифровую среду». Разговоры о важном и исторические игровые проекты вряд ли перевесят во влиянии цифровую среду, в которой у детей будет своя повестка.
Государству будет сложно воспитывать ответственных граждан, готовых «поднимать страну», если живых педагогов в системе образования станет меньше. А таких людей, способных «тянуть вверх каждого ребенка», в систему наверняка не позовут, поскольку есть иллюзии, будто в воспитании можно обойтись цифровыми средствами.