Ответ есть, ограничений нет: как будет работать Указ против потолка цен на нефть
Президент России Владимир Путин подписал указ об ответных мерах на введение «потолка цен» на нефть и нефтепродукты.
Документ опубликован на официальном интернет-портал правовой информации. Указ подписан в связи с «недружественными и противоречащими международному праву» действиями США и примкнувших к ним государств», направленными на установление предельной цены российской нефти. Действовать указ будет до 1 июля 2023 года.
Документом вводится запрет на поставки нефти и нефтепродуктов иностранным покупателям, если в контракте используется механизм фиксации предельной цены. Дата запрета будет определена позже правительством.
Запреты будут касаться поставок на всех этапах вплоть до конечного покупателя. Исключения могут быть по специальному решению президента. Отслеживание исполнения указа возложено на Минэнерго. Ведомство совместно с Минфином будет разъяснять детали применения указа участникам рынка.
Потолок цен на нефть из России был введен странами G7 пятого декабря. Верхнюю планку установили на уровне $60 за баррель. По нефтепродуктам решение будет принято 5 февраля. Тут предельная цена пока не объявлена.
Россия не дает себя грабить потолком цен?
Обозреватель, публицист Игорь Караулов в комментарии к указу президента отметил: «Не будет нефти тем, кто диктует нам цены. Совершенно правильное решение: если мы на рынке, то цена определяется по взаимному согласию. Иное дело, если это ограбление. Россия просто не даёт себя грабить».
Впрочем, есть мнения, что ответный шаг России отчасти носит формальный характер. Экономист Алексей Кричевский усомнился, что документ «даст какие-то резкие изменения». Торговать себе в убыток нефтяники и так бы не стали. Кроме того, нельзя не учитывать, что российская нефть продается в Индию и Китай с дисконтом. А эти страны, равно как и Турция, как перепродавали российскую нефть и нефтепродукты, куда захотят, «так и будут продавать дальше».
Обозреватель Анатолий Несмиян также обратил внимание, что в указе речь идет о запрете работать по контрактам, где есть ссылка на «потолок». Однако в контрактах обычно не прописываются подобные вещи. «Там просто стоит цена. Поэтому вслух, громко и грозно был заявлен суровый ответ, а по факту никаких встречных ограничений нет. Это означает, что все западные ограничения действуют, а российские как бы есть, но их на самом деле нет», - подытожил обозреватель.