Москва
22 ноября ‘24
Пятница

IPO Whoosh – рискованная история на тонком рынке

Сервис по аренде электросамокатов Whoosh провел IPO, с которым привлек инвестиции в размере 2,1 млрд рублей. Сумма получилась в два раза меньше, чем планировалось изначально.

На данный момент капитализация Whoosh составит 20,6 млрд рублей. Цена размещения (дополнительных акций) определена советом директоров в размере 185 рублей за одну бумагу. Объем средств, привлеченных в результате IPO за счет дополнительной эмиссии акций, составил 2,1 млрд рублей. об этом сообщает ТАСС со ссылкой на официальное сообщение кикшеринга.

Отмечается, что после начала спецоперации на Украине Whoosh стала первой российской компанией, которая провела IPO.

Инвесторы насторожились манерой проведения IPO от Whoosh

Инвестор, аналитик Евгений Коган решение Whoosh об IPO назвал позитивным сигналом для рынка. Другой вопрос – станет ли эта история удачной идеей для инвесторов?

Whoosh занимается сдачей в аренду самокатов. Это лидер на рынке России и СНГ с самым большим парком транспортных средств. Бизнес управляется IT-системой, контролирующей практически все процессы.

185 рублей за акцию – это нижняя ценовая планка. С ней был шанс разместиться на рынке инвестиции на 5 млрд рублей. Привлечь такую сумму не удалось.

Whoosh – это компания роста, поэтому для нее экспансия означает существенное давление на рентабельность. Планы дальнейшего расширения бизнеса у компании еще более амбициозные. Тут возникает непонимание, как при высоких издержках и сравнительно низкой выручке компания собирается зарабатывать. Очевидных объяснений здесь нет.

Между тем, за 2021 год чистая рентабельность Whoosh снизилась на 15 процентных пунктов год к году (до 36%). С учетом привлечения долгового финансирования чистая прибыль сократилась на 10% (до 1,6 млрд рублей). Уйти от убыточности в ближайшие годы компании вряд ли удастся.

Свободный денежный поток в прошлом году у компании тоже был отрицательным. В текущем году ничего наверняка не изменится.

«В IV квартале 2021 года капитальные затраты составили 1,3 млрд рублей. Долг компании составлял 3 млрд рублей на конец 2021 года. Плюс дивиденды, которые компания выплатила в размере 1 млрд рублей», - продолжил рассуждения Коган.

Плюс ко всему – затраты на амортизацию, которые тоже существенно сокращают чистую прибыль.

В моменте финансовое положение Whoosh выглядит неплохо. Но в долгосрочной перспективе в устойчивости компании есть сомнения. Отсюда можно сделать вывод, что IPO Whoosh – это рискованная история.

Такого же мнения придерживается автор ТГ-канала «Экономизм» Алексей Кричевский. Он акцентировал внимание на слабых результатах IPO, что свидетельствует о настороженности инвесторов.

«Странное IPO. Очень странное. Декабрь с январем покажут его реальную суть», - подытожил Кричевский.

Полная версия