Идея Кремля интегрировать потенциал добывающих энергоресурсы стран постсоветского пространства не встретила энтузиазма со стороны ближайших партнеров.
8 декабря вице-премьер Узбекистана Жорабек Мирзамахмудов заявил: «Для покрытия спроса, обеспечения внутреннего потребления и решения проблемы на сегодняшний день мы ведем переговоры, чтобы импортировать газ и электроэнергию из соседних стран, а не через какой-то альянс или союз». Он подчеркнул, что переговоры о сотрудничестве в области энергетики ведутся в первую очередь на основе национальных интересов страны. Кооперация может быть только в рамках коммерческих контрактов, но никак не «через передачу своих энергосетей». Узбекистан не станет соглашаться на политические условия в обмен на газ, жертвуя своей экономикой и независимостью, заключил Мирзамахмудов.
Позже пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков пояснил, о чем идет речь. На самом деле, Москва предлагает партнерам скоординировать действия в коммерческих интересах стран-участниц (их пока потенциально три, отсюда в СМИ появилось выражение «тройственный союз»).
Переговоры о формате сотрудничества ведутся исходя из того, что каждая сторона продолжит экспортировать свои энергоносители контрагентам, ориентируясь чисто на коммерческие условия, подытожил Песков.
Экономист, обозреватель Константин Двинский пояснил, что суть союза на первом этапе заключается в том, чтобы поставки газа в Узбекистан шли транзитом через территорию Казахстана. Узбекистану стабильность поставок выгодна, поскольку зимой там периодически возникает дефицит, и прекращается экспорт. «Например, сейчас дефицит газа составляет примерно 20 млн кубометров в сутки. Взять этот объём негде», - написал эксперт в ТГ-канале. Из-за проблем с топливом Ташкент сейчас запретил экспорт, а также использование органами госвласти автомобилей на газу до 1 марта.
Помимо выгод для Узбекистана решается более амбициозная задача – выход трубопроводов на рынок Индии и Пакистана. «Для этого необходимо строить целую газовую систему, которая будет проходить, в том числе, по территории Афганистана», - продолжил Двинский.
Данный проект справедливо назвать «газовым союзом». Азиатский рынок огромен, и все три страны выиграют от строительства трубопроводной инфраструктуры в этом направлении.
Между тем, Казахстан пока тоже отзывается об идее крайне скептически. Замглавы казахстанского МИДа заявил, что детально обсуждать проект пока рано, так как пока это всего лишь «некая идея». Однако на будущее «принципиальная позиция Казахстана в том, что Кон не позволяет использовать свою территорию для обхода рестрикций».
Двинский констатировал, что высказывания со стороны союзников – являются политическим жестом с совсем недружественной окраской. На этапе разработки проектов делать подобные заявления не принято. Обычно, если стороны что-то не устраивает, «тема просто спускается на тормозах и не имеет продолжения». Тут логично предположить, что Казахстан и Узбекистан дают сигнал Западу, что не готовы помогать России даже ценой собственной выгоды. Иначе как многовекторностью это назвать нельзя.
России же пора делать соответствующие выводы, заключил обозреватель.