Рынок авто летит в пропасть: машины есть, покупать некому
Оживление рынка авто в начале осени, когда АвтоВАЗ объявил о существенном росте продаж, а автодилеры наладили закупки редких для России марок авто, оказалось обманчивым.
Ассортимент продаваемых авто действительно стал отличаться многообразием. По параллельному импорту в Россию ввозятся автомобили иранских, турецких компаний, а также ушедших западных производителей (здесь закупаются марки, предназначенные для других рынков). Однако на покупку новых машин у людей денег нет, да и подержанные пугающе растут в цене.
В Ассоциации европейского бизнеса на этой неделе сообщили, что в ноябре спад продаж авто составил 61,6% в годовом выражении. За месяц было продано 46 403 автомобиля. В октябре было реализовано 45,2 тысячи машин.
Как пишет портал «АвтоВзгляд», по ценам для массового потребителя доступными сейчас можно считать только отечественные авто или китайские. С подержанными машинами ситуация тоже сложная. Цены снова стали расти вслед за «первичкой». В среднем средняя стоимость за год выросла на 33%. Вместе с тем стало намного больше и мошенников, которые предлагают «заложенные», «ограниченные» в регистрационных действиях и побывавшие в серьезных ДТП авто.
Обозреватель, политолог Марат Баширов отмечает, что наблюдаемые статистические данные свидетельствуют о «серьезнейшей проблеме в отрасли».
Среди причин текущего кризиса можно указать на нарушение логистических цепочек, исход зарубежных производителей без намека на возвращение. «С российским автопромом все более чем противоречиво: при относительном росте доли машин того же АвтоВАЗа до 42%, продажи в абсолютных значениях падают даже по сравнению с не самым безоблачным прошлым годом. Так, падение продаж ВАЗа за октябрь составило 25% по сравнению с тем же месяцем 2021-го», - указал Баширов.
С будущим отрасли дела тоже обстоят «туманно». Как добиться технологического суверенитета с близкой к 100% локализации производства комплектующих, непонятно.
«Что касается самих автолюбителей, то радикальное снижение их покупательской активности продиктовано гораздо более прозаическими причинами, чем, например, вкусовые предпочтения. Многие из потенциальных покупателей попросту не могут позволить себе машину. Накопления в условиях непредсказуемой обстановки все чаще играют роль не актива, а подушки безопасности, а объемы главного инструмента продаж — автокредитов — драматически снизились на фоне взлетевшей до 16,5% средней ставки», - продолжил Баширов.
Он подчеркнул, что без организации доступного кредита продажи вряд ли начнут расти. Однако банки сейчас действуют вопреки законам экономики и ужесточают условия выдачи кредитов, отказывая молодым людям в заимствованиях из-за вероятной их мобилизации.
«Ясно одно: без радикальных мер поддержки со стороны государственных и финансовых институций в ближайшее время далеко не уедешь», - подытожил обозреватель.