Эффект от введения потолка цен на российскую нефть многократно усилило решение Турции ввести новые правила пропуска судов через проливы Босфор и Дарданеллы.
Ценовая планка на уровне $60 за баррель начала действовать с 5 декабря. В этот же день Европа отказалась от танкерных поставок российской нефти. На случай несогласия России соблюдать ценовое ограничение в санкциях предусмотрен запрет на страхование судов с нефтью.
5 декабря издание Financial Times сообщило, что Россия нарастила закупки танкеров, в том числе крупнотоннажных. Делается это для того, чтобы переориентировать экспорт нефти на азиатский рынок. Крупнейшими покупателями там являются Китай и Индия. Именно на поставки в эти страны возлагается надежда в вопросе успешного обхода очередных европейских санкций, к которым присоединились страны G7.
Однако из-за действий Турции Россия может быть вынуждена и в Азии соблюдать правило $60. Дело в том, что с 1 декабря Анкара ввела правило, по которому проход судов через Босфор и Дарданеллы допустимо только по предъявлении дополнительных подтверждений страховки танкеров. Страхованием судов занимаются западные финансовые организации, которые точно будут соблюдать санкции, а потому при попытках перевезти нефть дороже $60 для альтернативных рынков Россия попросту не получит страховку. Между тем, путь из Новороссийска через Босфор и Дарданеллы, затем через Суэцкий канал, - наиболее удобный для морского сообщения с Индией и Китаем. Альтернатива здесь – Севморпуть, либо через Балтику с заходом в Средиземное море. Если же на втором маршруте возникнут еще и проблемы с проходом Гибралтара, останется только северный путь. Чем перевозить нефть вокруг Африки, проще будет согласиться на установленную планку цены.
В этой ситуации решение Турции уже стало негативно сказываться на логистике. Газета FT сообщает, что в территориальных водах Турции возник затор танкеров. Журналисты подчеркивают, что причиной стали новые требования турецких властей к судам. Сейчас разрешения войти в проливы Босфор и Дарданеллы ждут 19 судов с нефтью. Первый танкер прибыл туда 29 ноября и стоял в очереди в течение шести дней.
В Министерстве транспорта и инфраструктуры Турции образование пробки у проливов пока никак не комментируют.