С 5 октября вступило в силу эмбарго Евросоюза на поставки российской нефти танкерами. С этого же дня начинает действовать потолок на морские поставки.
За счет России ЕС закрывал около 20% своего спроса на нефть. В связи с разногласиями по СВО Евросоюз ранее принял решение постепенно отказаться от поставок российских энергоресурсов.
Нынешняя мера является неполной. В перспективе будет приняты более жесткие ограничения. На данный момент запрещается предоставление услуг по транспортировке российской нефти морским путем, а также ее страхование, брокерские услуги и финансирование операций. Помимо ЕС к санкциям присоединились Великобритания, Канада, Япония и США.
Закупать нефть, поставляемую по трубопроводу из России, пока разрешается. Здесь полный запрет планируется позже.
По ценовому потолку максимальной суммой покупки российской нефти выбрана $60 за баррель.
Обходные пути у России есть
Блогер, обозреватель Сергей Колясников напомнил, что недавно издание Financial Times писало о покупке Россией сотни танкеров для продажи нефти в Индию, Китай и Турцию. Среди транспортных судов есть и супертанкеры, рассчитанные на перевозку более 2 млн баррелей нефти.
На днях глава МИД Германии Анналена Бербок призвала Индию поддержать предлагаемый потолок цен, чтобы уменьшить экономическую зависимость от России. Индия на это вряд ли пойдет, поскольку является третьим в мире экспортером российской нефти. Ранее власти этой страны официально заявляли, что продолжат закупки нефти в России.
Примечательно, что США импорт российской нефти не прекращают. «По итогам 2021 года Штаты утроили импорт нефти из России, доведя его до максимума за всю историю. После начала СВО на Украине американцами был введен запрет на импорт российской нефти, но не на нефтепродукты», - написал Колясников в ТГ-канале. Небольшое уточнение позволяет Штатам без проблем покупать нефтепродукты, изготовленные в Индии из российской нефти.
В итоге главным проигравшим от очередных санкций окажется именно ЕС. Индия, Китай, Турция и США в этой ситуации только выиграют.