Москва
3 января ‘25
Пятница

Платить не пробовали: почему в России годами дефицит врачей

Проблема дефицита кадров в здравоохранении должна была решиться еще в 2021 году, однако официальные заявления ответственных чиновников свидетельствуют о полном отсутствии прогресса в этом вопросе.

Глава Миндрава Михаил Мурашко 23 ноября объявил, что дефицит кадров по врачам составляет около 25-26 тысяч, по среднему медперсоналу - около 50 тысяч. «Это не критичный дефицит, но он важный», - сказал министр во время правительственного часа в Госдуме.

Примечательный факт – предыдущий министр Вероника Скворцова тоже не раз обращала внимание на кадровый голод в первичном звене, приводила аналогичные цифры и обещала, что в 2021 году ситуация станет лучше.

В июле 2018 года Скворцова рассказала о сельской медицине: «Сейчас дефицит уменьшился на 8 тысяч за год, уже сейчас это 27 тысяч. Если говорить о специалистах первичного звена, 22 тысяч весь дефицит стал». Он добавила, что за два года дефицит будет полностью устранен.

В декабре того же года нынешний вице-премьер Татьяна Голикова дефицит врачей в первичном звене оценила в 27 тысяч.

29 декабря 2018 года Вероника Скворцова уже официально определила цель: «Задача: к концу 2021 года устранить дефицит медиков в первичном звене полностью».

В августе 2019 года Скворцова констатировала, что первичному звену здравоохранения не хватает 25 тысяч сотрудников. В ноябре того же года Скворцова позитивно оценила влияние выбранных механизмов для устранения кадрового дефицита. «Те механизмы, которые мы сейчас используем, они однозначно эффективны <…> Поэтому нам надо буквально ещё два-три года, и мы сделаем», - сказала она.

Подборку цитат Скворцовой и Голиковой представил ТГ-канал Zommerman со ссылками на новостные материалы ТАСС и Regnum.

Еще немного оптимизации, и дефицит пройдет

Экономист Алексей Кричевский в комментарии к откровению Михаила Мурашко предположил, что если в стране закрыть еще несколько десятков больниц, а здравоохранение и дальше переводить в телемедицину, «дефицит сам собой разрешится».

Сложившаяся сейчас ситуация – прямое следствие работы эффективной команды Голиковой, Скворцовой и Мурашко. Остатки здравоохранения как-то пытаются справиться с объемами работы уровня пандемии. Высшее образование в этой сфере пущено на самотек. А российские дипломы за рубежом особо никому не нужны, и врачам со стажем там приходится заново учиться.

«Не надо переживать. Из-за дефицита бюджета и падающих цен на нефть вкупе с растущим дисконтом социальные статьи расходов бюджета будут сокращаться. Вон, ПФР еще три года будет существовать за счет накопительных пенсий - их заморозили до 2026. Так что дефицит сотрудников уйдет сам собой», - подытожил Кричевский.

Проблема на уровне вузов

Директор Института экономики и здравоохранения ВШЭ Лариса Попович в интервью радиостанции «Говорит Москва» отметила, что сейчас около половины выпускников медвузов уходят из профессии. «И эта проблема не решается, она только усугубляется», - посетовала Попович. По ее словам, часто бывает эффект первого курса, когда после сданного ЕГЭ студент понимает, что не в состоянии освоить программу.

То касается ухода из профессии, здесь проблема наверняка в низких зарплатах, поэтому молодые специалисты следуют известному совету за деньгами идти в бизнес.

Полная версия