Веселье закончилось: у россиян нет денег на традиционный новогодний стол
Россияне стали больше экономить на покупках товаров к Новому году.
Это следует из данных «Чек Индекса» о прохождении товаров примерно через 1,1 млн онлайн-касс в стране. Выяснилось, что, например, средний чек на искусственные елки за три недели ноября снизился на 7% в сравнении с аналогичным периодом 2021 года. В денежном выражении средняя цена покупки – 3,2 тысячи рублей. В натуральном выражении елок пока куплено на 5% меньше. Отдано за них денег тоже меньше – на 17%.
Как сообщают «Известия» со ссылкой на исследование, граждане стали аккуратнее покупать даже мишуру. Здесь средний чек упал на 1%, до 146 рублей. Шампанское люди выбирают на 3% дешевле, за 374 рубля за бутылку.
Аналитики «Чек Индекса» говорят, что обозначенная тенденция вовсе не связана со снижением цен на отдельные товары или скидками. Дело в смене потребительского поведения. Россияне сознательно выбирают более бюджетные товары, не слишком вкладываясь в мелкую праздничную атрибутику.
Замдиректора Независимого института социальной политики Лилия Овчарова говорит, что граждане все-таки не намерены отказываться от новогодних праздников в семейном кругу, хотя и не видят особых поводов для веселья. У большинства доходы падают, но и у сохранивших или нарастивших доход вряд ли будет желание отмечать Новый год с размахом. Денежные траты сейчас распределяются по несколько другим приоритетам.
Во многих компаниях сейчас всерьез задумываются об уместности корпоративов. Вероятно, существенная их часть откажется от празднеств.
Декан факультета социологии и политологии Финансового университета при Правительстве России Александр Шатилов отметил, что сейчас вся страна перестраивается на «мобилизационные рельсы», и люди стараются лишний раз деньгами не сорить. Они считают недопустимым веселиться в то время как идет спецоперация. Более того, празднования «на широкую ногу», когда шампанское течет рекой, и десятки тысяч рублей тратятся на фейерверки, все более становятся моветоном сами по себе. Шатилов спрогнозировал, что в дальнейшем Новый год окончательно будет превращаться в тихий семейный праздник без привычной канонады петард и массовых гуляний.
На сладком не экономят
Маркетплейсы тем временем фиксируют рост продаж сладостей. На Wildberries замечено увеличение спроса на наборы сладостей на 209% к прошлому году. «Чаще всего жители нашей страны заказывают наборы из конфет, мармелада и печенья с изображением наступающего года кролика весом в 500–700 г стоимостью около 700 рублей», — уточнили пресс-службе маркетплейса.
«Яндекс.Маркет» наблюдает повышение интереса к сладостям в 2,5 раза. Пик продаж здесь ожидается в середине декабря. Ozon зафиксирует рост продаж подарочных наборов конфет более чем втрое в натуральном выражении.