Жесткая позиция России не поставлять нефть на экспорт при введении ценового потолка ставит в непростое положение всю отрасль.
В понедельник вице-премьер России Александр Новак еще раз напомнил, что в страны, присоединившиеся к нефтяным санкциям, нефть поставляться не будет. Москва не станет торговать ресурсами себе в убыток.
Россия переориентирует поставки на рыночно-ориентированных партнеров или сократит добычу, сказал вице-премьер. Новак добавил, что ценовой потолок – это акт беспрецедентного вмешательства в рыночные принципы.
Между тем, до «часа X» остается совсем немного времени. Ценовые ограничения Запад планирует ввести 5 декабря. Уступить требованиям партнеров будет означать капитуляцию в санкционном противостоянии. Но и бойкот – не менее тяжелый шаг. В практической плоскости он означает значительное сокращение добычи нефти.
«Оценочно называют объемы в 1,5 млн баррелей в сутки, на пике они могут дойти и до 2 млн», - уточнил обозреватель Анатолий Несмиян. Он предположил, что оказавшаяся фейком новость о решении саудитов нарастить добычу нефти на 500 тысяч баррелей все же заслуживает внимания. В одностороннем порядке Саудовская Аравия предпочла не нарушать соглашения ОПЕК+, тем более по просьбе президента США. Однако по мере сокращения добычи Россией на рынке начнет возникать опасный дисбаланс. Он абсолютно не выгоден всем, поэтому ОПЕК+ будет вынужден реагировать.
Для России проблема сокращения добычи известна. Скважины в большинстве сильно обводнены. Даже временное закрытие будет означать прекращение добычи на них навсегда. «Западные нефтесервисные компании с Россией не работают, своих технологий нет. Были, но уже нет. Заливать нефть в хранилища - так нет столько объемов, да и сколько лить? Год, два, пять? Поворот на Восток - это пропагандистский миф», - продолжил эксперт.
Нарастить поставки в Азию в условиях ограничения логистики морскими путями (Турция с 1 декабря закрывает Босфор и Дарданеллы для незастрахованных судов) нет возможности. Кроме того, 22 ноября агентство Bloomberg сообщило, что Китай приостанавливает «некоторые закупки» российской нефти.
На данный момент ситуация выглядит так, что есть самые серьезные угрозы для краха всей нефтяной отрасли. Видимо, компании будут вынуждены закрываться или продаваться более крупным. Дыры в бюджете могут достигать при этом 3 трлн рублей. Восполнить эту потерю нечем – на налоговый пресс рассчитывать нельзя, потому как всё уже «выдавлено досуха». «Идеальный шторм в такой ситуации можно ожидать примерно к весне», - предупредил Несмиян.