Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Россияне изъяли из банков 1,1 трлн рублей и не вернули

Суммы такого размера кредитные организации лишись в период с 21 сентября по 21 ноября.

В сравнении с масштабами оттока средств после объявления СВО это немного. В феврале – начале марта за 8 банковских дней граждане изъяли около 2,8 трлн рублей. Тем не менее, в характере оттока тогда и сейчас есть существенная разница.

С началом СВО реакция населения была более масштабной и болезненной, пишет ТГ-канал «Spydell_finance». Однако это было компенсировано краткосрочностью. Уже с 9 марта начался стремительный приток наличности обратно в банковскую систему. Через месяц после начала спецоперации население компенсировало 55% оттока. Через два месяца – почти 90%. На графике динамику финансовых потоков в данном случае можно представить как ярко выраженную букву «V».

Осенний отток, скорее всего, был вызван объявлением о начале частичной мобилизации. К концу ноября изъятие наличности почти прекратилось, но обратного течения нет.

«Здесь две причины: низкие и малопривлекательные ставки по депозитам в отличие от «космических ставок» марта 2022 и более высокая степень средне и долгосрочной неопределённости», - говорится в комментарии канала.

Банки этот удар выдержали достойно. С середины сентября структурный профицит сократился примерно на 2,5 трлн рублей. Спрос на наличность по-прежнему высок, что негативно влияет на ликвидность банковской системы. Еще одним негативным фактором стали рекордные размещения Минфина, в рамках которых банки по договоренности с ЦБ открывают среднесрочные кредитные линии через РЕПО и выкупают всю эмиссию Минфина. Тут используется инфраструктура Мосбиржи в рамках межбанковского фондирования, а также возможности ЦБ.

Совокупное кредитование от ЦБ в пользу кредитных организаций выросло почти на 2 трлн. Из них 1,4 трлн рублей – это кредит на 28 дней, полученный, как правило, практически одновременно с рекордными размещениями Минфина.

На данный момент обстановка с ликвидностью остается в допустимых пределах. Явного напряжения не фиксируется. «Учитывая все обстоятельства и беспрецедентное внешнее давление, российские банки проявили исключительную живучесть и устойчивость», - резюмирует «Spydell_finance».

Полная версия