Планы по борьбе с бедностью во всем мире до 2030 года фактически сорваны. Искоренить ее за ближайшие 8 лет не получится.
Об этом говорится в докладе Всемирного банка. Согласно последнему прогнозу, к тому времени на Земле будет 7% людей (574 млн), пребывающих в крайней нищете. Ранее стояла цель довести этот показатель до 3%.
В числе причин неудачи названа пандемия коронавируса, отбросившая экономическое развитие далеко назад, и геополитическая напряженность вокруг ситуации на Украине.
В 2020 году, когда мир охватила пандемия, за чертой бедности оказались 70 млн человек. С 1990 года это был самый большой прирост. В текущем году в крайней нищете в общей сложности будут 685 млн человек. Это на 90 млн больше, чем полагалось ранее, до неожиданных кризисных явлений.
Если данный прогноз реализуется, а ждать до конца года осталось немного, «это будет второй худший год для сокращения бедности в этом столетии», говорится в докладе.
Всемирный банк напомнил, что порогом бедности сейчас считается достаток в $2,15 в день (128 рублей по актуальному курсу от ЦБ).
Президент ВБ Дэвид Малпас в интервью Bloomberg выразил крайнюю обеспокоенность тем, что бедность растет на фоне снижения общего благосостояния, разгона инфляции во всем мире, обесценивания валют и непрекращающихся кризисов. Развитие в такой обстановке едва ли возможно.
Чтобы исправить ситуацию, необходимо скорректировать макроэкономическую политику, сбалансировать распределение капитала. В числе других мер ВБ предложил несколько принципиальных решений:
- введение целевой поддержки наиболее уязвимых групп граждан;
- инвестиции в долгосрочное развитие (образование молодежи, наука, инфраструктурные проекты). В будущем это обеспечит лучшие показатели роста экономики;
- повышение внутренних доходов без ущерба беднейшим слоям. Например, увеличение налога на недвижимость, выбросы углерода, расширение базы косвенных налогов.
ВБ отмечает, что многие страны с высокими доходами населения сумели полностью компенсировать удар пандемии. В них борьба с бедностью осуществляется с помощью выверенной налогово-бюджетной политики. В странах, где уровень дохода граждан низкий, компенсировать последствия ковидного кризиса удалось только на четверть.