Президент России Владимир Путин провел телефонные переговоры с канцлером ФРГ Олафом Шольцем.
Беседа продлилась около полутора часов.
Ситуация вокруг Украины стала ключевой темой, и многие вопросы экономики, двустороннего сотрудничества, логистики, так или иначе были связаны с Украиной.
Владимир Путин подробно рассказал о том, как идет сотрудничество с МАГАТЭ по обеспечению безопасности на Запорожской АЭС, подвергающейся в последнее время артиллерийским и даже ракетным ударам.
Была затронута тема «зерновой сделки». Глава российского государства пояснил, в чем состоит суть ранее высказанной озабоченности насчет того, что украинское зерно вывозится отнюдь не в бедные, нуждающиеся страны. Путин напомнил, что частью сделки, оформленной в Стамбуле, было возобновление экспорта российских продуктов и удобрений. Однако по этой части до сих пор подвижек нет.
Президент заявил, что российская сторона готова поставлять на внешние рынки существенные объемы зерна и бесплатно отдать нуждающимся странам удобрения, которые вследствие санкций застряли в портах Европы.
Собеседники не обошли стороной тему энергетики. Путин указал на серьезные проблемы в ЕС, возникшие вследствие санкций, и напомнил, что Россия, как была, так и остается надежным поставщиком энергоносителей. Она строго исполняет свои контрактные обязательства. А перебои в работе «Северного потока» связаны не со злым умыслом России, а с санкциями, препятствующими своевременному проведению техобслуживания турбин.
В заключение Путин посетовал, что отнюдь не по вине России были ограничены поставки газа через ГТС Украины и Польши. «Северный поток – 2» до сих пор не запущен из-за проволочек на стороне Германии. В таких условиях «весьма цинично» перекладывать всю вину за проблемы в энергоснабжении Евросоюза на Россию, подчеркнул президент (тезисы из разговора представлены на официальном сайте Кремля).
Напомним, телефонная беседа лидеров двух стран прошла на фоне сложных отношений между двумя государствами. Накануне посол России в ФРГ Сергей Нечаев в интервью «Известиям» заявил, что Германия «перешла красную черту». Нечаев пояснил, что речь идет о военной помощи Украине, которая только затягивает спецоперацию. Он напомнил, что народы России и Германии прошли период примирения во второй половине прошлого века, но сейчас отношения между ними «подвергаются эрозии».