Те же грабли на Востоке: чем опасен юань в резервах России
Министр финансов Антон Силуанов заявил о целесообразности формировать новые резервы в золоте и китайских юанях.
Он спрогнозировал, что роль юаня в российских резервах в обозримой перспективе будет расти.
Помимо упомянутых активов он обратил внимание на другие валюты дружественных стран, передает агентство ТАСС. Они тоже отличной подойдут для замены ставших токсичными доллара и евро.
По состоянию на 1 сентября международные резервы России составили $565,7 млрд. Месяцем ранее сумма была $576,9 млрд. доля юаня в резервах увеличивается, однако все еще несопоставимо мала по сравнению с основными резервными валютами. К концу первого квартала 2022 года на юань приходилась доля всего в 2,88%. Примерно столько же у России накоплено канадских долларов.
После начала спецоперации на Украине страны Запада заморозили российских резервов на приблизительную сумму $300 млрд.
Ожидается, что наращиванию роли юаня в российской экономике поспособствует постепенный переход на расчеты с Китаем в национальных валютах.
От сырьевого придатка ЕС к аналогичной позиции при Китае
Заявление Силуанова о том, что резервы формируются в тех валютах, со странами-эмитентами которых идет наиболее активная торговля, логично. Но в ставке на юань есть несколько настораживающих нюансов.
За текущий год юань потерял к доллару почти 9%, а резервы самого Китая находятся на минимумах с 2018 года. «Хотим побыстрее обесценить и/или профукать резервы – вперед», - говорится в комментарии ТГ-канала «Экономизм».
Прецеденты потерь на юане уже были. В 2018 году, после того как Центробанк рекордно вложился в китайскую валюту в поисках альтернативы доллару, он потерял более $2 млрд резервов на курсовой разницы. Причиной стало падение юаня на фоне торгового противостояния с США. В 2017 году ЦБ избавлялся от евро, и тогда тоже потерял на разнице $4,5 млрд.
7 сентября «Коммерсант» писал, что экспорт в Китай вырос на 50% за последние 8 месяцев, достигнув в денежном выражении 72,9 млрд долларов. Однако импорт увеличился всего на 8,5% (44,2 млрд). Нестыковка, по всей видимости, объясняется тем, что Китай попросту стал посредником в продаже российского сырья. В Китай в основном идет нефть, газ, уголь, лес и рыба. За отсечением нефти и угля наращивание сотрудничества будет почти незаметно.
Тем не менее, основным торговым партнером становится именно КНР, в резервах сделан выбор в пользу юаня. Облигации в других валютах – тоже только юань. При этом сценарии становится непонятно, зачем таким способом уходить от доллара.
«Давайте уже открыто говорить. Россия стала сырьевым придатком Китая, пока чисто на бумаге, в процессе эволюции - и в плане территорий», - заключили авторы канала.