Качество новостроек проверят ТСЖ: застройщики против
Товарищества собственников жилья хотят самостоятельно проверять качество сдаваемых застройщиками домов.
Причиной стали многочисленные нарекания жильцов после переезда в новые квартиры, тогда как на этапе приемки никто никаких огрехов не выявил. Проблема в управляющих компаниях, аффилированных с девелоперами, и откровенно закрывающих глаза на недостатки жилья.
Журналисты «Коммерсанта» ознакомились с письмом президента Ассоциации компаний, специализирующихся на обслуживании недвижимости (АКОН) Никиты Чулочникова на имя премьер-министра Михаила Мишустина. В тексте говорится о необходимости внести поправки в законодательство, регулирующие порядок создания ТСЖ из участников долевого строительства. Это позволит ТСЖ принимать работу у застройщиков при вводе объектов в эксплуатацию.
По действующим правилам, после получения разрешения на ввод здания в эксплуатацию застройщик должен заключить договор с управляющей организацией. Потом орган местного самоуправления проводит конкурс по выбору постоянной УО. Что касается дольщиков, они не имеют права организации ТСЖ, пока у них нет на руках документов о праве собственности на имущество. В результате получается, что построенный дом принимает УО, временно выбранная застройщиком, а люди получают то, что дают
В АКОН подчеркивают, что ни одна из таких УО не была выбрана будущими жильцами. Чьи интересы представляют эти структуры, неясно. Хотя им отдана прерогатива подписывать акты приема-передачи новостроек. В результате в эксплуатацию принимаются объекты с многочисленными дефектами. В домах могут не работать лифты, электроснабжение, могут быть не завершены отделочные работы в местах общего пользования.
Застройщики инициативе АКОН не обрадовались. Так, замдиректора по правовым вопросам УК «Аструм-Москва» Валентина Тугушева заявила, что идея с формированием ТСЖ на ранних этапах труднореализуема с точки зрения законов. Кроме того, собственники якобы еще «не созрели» для самостоятельного управления собственной недвижимостью. Для застройщиков это чревато рисками получить конфликты на ровном месте. В конце концов, не зря существует термин «потребительский терроризм», когда покупатели и клиенты намеренно провоцируют конфликтную ситуацию, придираются к мелочам, чтобы выторговать для себя лучшую цену, получить компенсации и так далее.
Директор департамента по работе с управляющими компаниями ГК ФСК Александр Бегунов говорит, что с нововведением сроки приемки домов увеличатся на месяцы.
В то же время, важно понимать, что собственники квартир – не профессиональные приемщики. Они могут не заметить действительно важные дефекты дома, добавил представитель ГК «А101» Павел Антонов.
Принимающие объект УО несут уголовную ответственность за незамеченные серьезные недочеты в строительстве. У ТСЖ такой проблемы не будет. Что же касается девелоперов, они тоже не заинтересованы получить репутационный урон, сдавая явно некачественные дома. В будущем это обязательно скажется на объемах продаж, подытожил Александр Бегунов..