Чартеров больше не будет? У компаний отобрали самолёты
Российские авиакомпании, связанные с крупными туроператорами, почти наполовину сократили авиаперевозки.
Чартерная компания Azur Air в текущем году планирует перевезти около 2,2 млн человек. Об этом рассказал ее гендиректор Евгений Королев в интервью РБК. В сравнении с прошлым, отнюдь не самым удачным годом для сферы туризма на фоне пандемии, падение пассажиропотока составило 40%.
Суммарный пассажиропоток компаний Nordwind и Pegas Fly в этом году составит 50%. Таким прогнозом поделилась гендиректор туроператора Pegas Touristik Анна Подгорная. Обе компании купе перевезут 3,8 млн человек.
Уязвимость авиакомпаний, в свое время созданных туроператорами под свои нужды, обусловлена санкционными ограничениями, которые сменили и без того тяжелую ситуацию с пандемией. Границы сейчас закрыты более плотно и без видимых перспектив на улучшение.
Azur Air, например, была создана при участии туроператора Anex Tour. Royal Flight появилась под крылом Coral Travel. Анна Подгорная отмечает, что сокращение перевозок в этом году обусловлено не только ограничениями авиасообщения. В большей степени негативный тренд поддержало сокращение авиапарка. После введения беспрецедентных санкций компаниям Nordwind и Pegas Fly удалось спасти 30 самолетов, а 20 так и остались за рубежом. Azur Air потеряла за границей 11 самолетов. У Royal Flight – столько же.
Пять ведущих перевозчиков в сумме потеряли 44 лайнера, или 39% совокупного авиапарка. С оставшимися самолетами тоже проблемы – неясно, как их обслуживать при отсутствии поставок запчастей. Компании сейчас ищут обходные пути организации поставок через дружественные страны.
Компенсировать утрату существенного сегмента международных перевозок помогают внутренние перевозки. Здесь все зависит от того, насколько разветвленные сети внутренних маршрутов были выстроены ранее. Выделяемые государством средства на развитии внутренних авиаперевозок тоже неплохо помогают.
Авиакомпании iFly, несмотря на все трудности, в этом году удастся закрыть год без убытка именно благодаря поддержке государства. Перевозчик получит субсидии в размере 245 млн рублей.
Главный эксперт Центра экономики транспорта ВШЭ Федор Борисов отмечает, что будущее перевозчиков при туроператорах во многом зависит от того, насколько успешно операторы переориентируются на внутренний туризм. Отдушиной также остаются традиционные международные направления: Турция, Египет, Таиланд, Шри-Ланка. В некоторые из этих стран спрос остается высоким круглый год. Кроме того, цены на перевозки выросли, а в силу политической обстановки на европейском направлении «устойчивость» обозначенных направлений только повысилась, подытожил эксперт.