Лето скрыло реальный уровень безработицы: все только начинается
Минтруд и Минэкономразвития разошлись в прогнозах безработицы до конца 2022 года.
Министр труда и соцзащиты Антон Котяков полагает, что грядущей осенью обстановка с безработицей ничем не будет отличаться от 2021 года. Он отметил, что статистика будет зависеть от скорости адаптации рынка труда к изменившимся условиям.
Глава МЭР Максим Решетников ожидает роста безработицы к осени, хотя и считает обстановку на рынке вполне контролируемой. Министр согласился с оценкой безработицы на уровне рекордно низких 3,9%, но обратил внимание на переводы сотрудников в неполную занятость. За этими показателями нужно следить. По всей видимости, осенью ситуация с безработицей несколько осложнится, прогнозирует Решетников.
Сжимаемая пружина безработицы
Гендиректор рекрутинговой компании ProfiStaff Ирина Никулина в интервью «Известиям» рассказала, что работодатели в основном понимают, как сложно собрать штат ответственных и квалифицированных сотрудников, поэтому в кризис до последнего будут стараться не прибегать к сокращениям. А поскольку средств и возможностей организовать работу в полном объеме, как раньше, нет, альтернативой становится неполная занятость, отпуска за свой счет, сокращение премиальных выплат.
Ирина Никулина предрекла, что осенью будут две разнонаправленных тенденции: высвобождение рабочей силы вследствие ухода иностранных компаний, структурные изменения на российских предприятиях, способствующие «абсорбированию части (оставшегося без работы) квалифицированного персонала». До конца года безработица может подрасти, но с 2023-го наверняка будет плавное снижение, заключила эксперт.
Вице-президент по операционному управлению ANCOR Алексей Миронов говорит, что проблема безработицы в основном затронет те отрасли, которые более всего пострадали от санкций. Например, автомобильная промышленность. Под угрозой также банковская сфера.
Лето сгладило углы
Профессор Финансового университета при Правительстве России Александр Сафонов указал на фактор лета. Он допустил, что некоторую часть работников уже уволили по соглашению сторон с выплатой компенсаций по ТК. При наличии денег они попросту могли решить отдохнуть и пока не обращаться в службу занятости. Соответственно, система этих безработных до поры, до времени не видит. А в сентябре люди начнут активно искать работу.
Сафонов добавил, что смягчающим фактором стало снижение численности рабочей силы. Из-за демографической ямы число работников молодого возраста сокращается. Кроме того, снижается число иностранных работников.
Скорее всего, безработица будет расти пропорционально экономическому спаду, и вопрос здесь в том, каким будет этот спад. При спаде 4% число безработных будет в районе 900 тысяч. При 8% - дорастет до 1,5-2 млн человек.
Ректор РЭШ Рубен Ениколопов отметил, что в России, в отличие от стран Запада, спад ВВП почти не коррелируется с безработицей. Более важную роль играет скрытая безработица за счет упомянутых инструментов удержать штат без выплаты зарплат в прежнем объеме.
Летом, данный фактор компенсирует экономический шок, а к IV кварталу 2022 года рост безработицы проявится.