Инициатива с автоматической блокировкой денежных переводов на суммы свыше 10 тысяч рублей может оказаться эффективной при одном условии.
Систему нельзя поручать роботам, иначе весь позитивный эффект сведется к нулю, а вместо защиты от мошенников граждане получат очередную нервотрепку и потерю времени. Таким мнением поделился эксперт в области информационной безопасности Александр Власов в интервью RT, комментируя поступившее в Центробанк предложение.
ЦБ давно рассматривает варианты, как выстроить дополнительный барьер между клиентами банков и телефонными мошенниками, которые с помощью методов социальной инженерии провоцируют жертв переводить свои средства на «безопасные счета». Фактически, тут идет речь о защите доверчивых граждан от самих себя. Поэтому в числе рассматриваемых идей есть задумка создать при ЦБ базу сомнительных счетов, переводы на которые будут задерживаться на два дня. В случае попытки мошенничества этого времени должно хватить, чтобы человек основательно и спокойно подумал о своем решении и в конце концов отказался финансировать мошенников.
Экспертный совет по защите прав потребителей финансовых услуг при ЦБ РФ выступил с похожей идеей (передает газета "Известия"). Она заключается в блокировке переводов свыше 10 тысяч на промежуточных счетах. Чтобы завершить перевод, клиенту банка потребуется пройти дополнительную идентификацию или ввести в системе специальный ПИН-код.
В дальнейшем эта система может быть распространена на получение кредитов, потому как злоумышленники довольно часто берут заимствования от имени других лиц.
Член экспертного совета ОНФ Евгения Лазарева полагает, что новый механизм будет таким же эффективным, как аналогичные системы безопасности в маркетплейсах и онлайн-сервисах объявлений.
Вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков, наоборот, считает, что проволочки с дополнительной идентификацией и ПИН-кодами разве что приведут к лишним издержкам финансовых организаций и клиентов. 10 тысяч рублей – это популярная сумма перевода. Поэтому контроль попадут очень многие граждане.
Александр Власов уверен, что успех инициативе будет засвистеть от ее реализации в каждом конкретном банке. Регистрация и введение кода – это не два дня, но данной операции может хватить, чтобы гражданин успел подумать, куда переводит деньги.
Вопрос организации тут главный. «Если этим делом будут заведовать роботы, то инициатива может свестись к нулю», — подытожил Власов.