Экономическая асфиксия грозит России к 2024 году
Оптимистичные заявления о том, что экономика России стойко пережила беспрецедентный санкционный удар, преждевременны.
Многие ограничения рассчитаны на долгосрочную перспективу, и пока не начали влиять в полной мере на внутриэкономическую обстановку. Последствия наверняка будут иметь мультиплицирующий эффект и проявятся ближе к 2024 году. Об этом рассказал вице-президент Конфедерации труда РФ Олег Шеин.
Он обратил внимание на растущие долги граждан за ЖКУ, рост закредитованности и отсутствие ощутимого роста реально располагаемых доходов. Часть иностранных компаний ушла с рынка, а часть вынуждены приостанавливать работу из-за логистических проблем, разрывов производственных цепочек. Сотрудников отправляют на простой, хотя официально это не отражается на уровне занятости. Статистические показатели безработицы находятся на рекордно низком уровне (ниже 4%).
Справедливости ради стоит отметить, что экономика продемонстрировала лучшую устойчивость в период кризиса, чем можно было ожидать. Однако главные трудности еще впереди.
Основная проблема – низкие показатели производства товаров с высокой прибавочной стоимостью. Львиную долю экспорта занимают энергоресурсы. Машиностроительные отрасли в первой половине года показали падения на десятки процентов. Производство легковых автомобилей сократилось на 97%, автобусов – на 77%, тепловозов – на 63%, грузовых вагонов – на 52%. Следом падает производство сырья. Так, внутренний сбыт алюминия сократился в два раза.
Импорт из Китая растет. В сравнении с январем прирост – 10%. Однако технологичный китайский импорт сократился на 38% по состоянию на май.
«Все эти обстоятельства будут накапливаться и будут иметь своим отложенным эффектом рост безработицы. Правительство полагает, что это произойдет по итогам третьего квартала, и мы говорим о безработице именно в технологичной сфере», - заявил Шеин (цитирует Накануне.RU).
Рост безработицы и снижение доходов повлекут проблемы у малого и среднего бизнеса, крайне чувствительного к показателям спроса. Это же касается туристической сферы – люди не станут покупать путевки, если денег порой нет даже на еду. В меньшей степени подвержен негативному влиянию низких доходов граждан общепит.
Если не переводить экономику на мобилизационные рельсы, кризис продолжит расширяться. В 2023 году это будет основной тренд. Глубину предстоящего кризиса ориентировочно можно будет оценить в лучшем случае в четвертом квартале 2022 года.
Бюджетные проблемы станут ощущаться в следующем году. В 2022 году, во втором квартале бюджет получил сверхдоходы, а уже июнь дал сбой по собираемости. Тем не менее, 2022 год позволил выдержать некий баланс, не тратить большие средства из резервных фондов. «Поэтому 2023 год уже отразится на бюджете заметнее, а в 2024 году произойдет серьезная перестройка экономики», - подытожил эксперт.