Кризис заставил эволюционировать коллекторов
Российские коллекторы стали менять алгоритмы работы, уходя, наконец, в цивилизованное русло.
С февраля 2022 года они стали активнее собирать долги с граждан в судебном порядке. Доля работы коллекторских агентств через суд увеличилась до 60%.Это значит, что методы назойливых звонков. Расписанных дверей и выбитых стекол постепенно уходят в прошлое. С другой стороны, свою роль сыграли настроения граждан. В кризис доходы снижаются, и люди стали менее охотно идти на уговоры «платить по-хорошему», не доводя дело до суда. Кроме того, финансовая грамотность населения растет, и многие стали понимать, что через суд можно избавиться от лишних процентов и пенни, оплатив основную сумму долга.
По наблюдениям Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), доля досудебного взыскания с рассылкой сообщений, со звонками и визитами коллекторов упала с 50,7 до 41,3%. В начале года судебная работа велась по 49,3% дел, а в июне – уже по 58,7%, передает РБК.
Помимо коллекторских агентств тенденцию роста судебного взыскания наблюдают и крупные игроки. Например, банк «Зенит». В Росбанке тоже фиксируют увеличение процента дел на стадии исполнительного производства с 60 до 75% (сроки изменения статистики банк не уточнил). В Сбере никаких изменений пока не заметили.
Почему коллекторы идут в суд
Президент НАПКА Эльман Мехтиев объяснил увеличение доли судебного взыскания несколькими факторами. Один из них – кризис. Досудебное взыскание становится сложнее осуществлять, когда у людей и так сложная ситуация. Вместо оплаты долгов люди предпочитают откладывать деньги про запас или тратить на товары первой необходимости. Убедить их поменять финансовую стратегию практически невозможно. Разговорами можно только потерять время. Во временя экономических спадов так было всегда, и нынешняя обстановка – не исключение.
Подача иска в суд – решение, о котором часто просят сами должники. Мехтиев отметил, что суд – все же не самый выгодный вариант для должника. Долги ему там никто не спишет.
Гендиректор «М.Б.А. Финансы» Федор Вахата также сослался на роль кризиса. Он констатировал, что с уходом из России ряда иностранных компаний растет безработица. Доходов у людей нет, поэтому договориться с ними об оплате в принципе невозможно.
Судебное взыскание становится удобнее
Еще в 2019 году ФССП анонсировала внедрение сервиса цифрового исполнительного производства. Сервис позволил должникам и взыскателям удаленно взаимодействовать с приставами. На портале Госуслуг сейчас есть около 30 сервисов, помогающих оперативно получить информацию о ходе исполнительного производства. Пользоваться данными могут обе стороны спора. Кроме того, кредиторы и коллекторы могут обмениваться данными с ФССП.
Директор ПКБ Павел Михмель подтвердил, что процессы судебного взыскания стремительно автоматизируются, становясь все более удобными для всех участников. Практика показывает, что судебное взыскание в отличие от переговоров позволяет работать с залогами, искать имущество должника и скрытые источники дохода.
Крупные же банки вовсе уже поставили подачу документов в суды на поток.
Цивилизованный подход возобладал
Экономист Никита Кричевский позитивно оценил смену парадигмы деятельности коллекторских агентств. В конце концов, цивилизованный метод разрешения споров стал приходить и в эту специфическую сферу. А тех, кто по-прежнему пользуется самыми варварскими методами вымогательства, пора привлекать к ответственности по закону.