Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Учитель – не раб и маргинал: как справиться с дефицитом кадров в школах

Старательно создаваемые невыносимые условия труда для учителей стали приносить ожидаемые плоды.

В России вдруг выяснилось, что дефицит учителей возник в большинстве регионов. Такими данными 27 июля поделился Центр экономики непрерывного образования РАНХиГС. В целом по стране количество вакансий превышает число готовых откликнуться на них специалистов на 3,1%. Наибольший дефицит зафиксирован в ЮФО (4,8%). На Дальнем Востоке - 3,5%, на Урале - 4,4%. Лучше обстановка в Северо-Кавказском округе (1,2%), Приволжском (2,5%).

Как сообщил «КоммерсантЪ», в профсоюзе «Учитель» объяснили представленную статистику просто – низкие зарплаты и непомерная нагрузка.

Депутат Госдумы Алексей Нечаев согласился с обозначенными причинами проблемы, отметив, что на Урале учителя в среднем получают 30 тысяч рублей в месяц. Это вдвое меньше официального среднего дохода, например, по Свердловской области. Чтобы зарабатывать больше, педагогам приходится брать двойные ставки, классное руководство. И только тогда их доходы хоть как-то начинают соответствовать требованиям майских указов.

В сельской местности даже 30 тысяч – труднодостижимый доход. Не далее как в феврале 2022 года в Минпросвещения представили официальную статистику: более 75% учителей имеют оклад ниже МРОТ. На тот момент МРОТ еще не проиндексировали, поэтому министерство ориентировалось на показатель 2021 года – 12,8 тысячи рублей.

Что касается нагрузки, речь идет даже не о дополнительных ставках, хотя норма для учителей – 18 часов в неделю, – установлена не просто так. Нагрузки педагогам добавляет «бумажная» работа. 15 июля 2022 года ассоциированный с Минпросветом канал «Большая перемена» сообщил, что профильное ведомство планирует сократить перечень документов, которые учителям нужно заполнять в обязательном порядке. Чиновники обещали, что для заполнения останутся: рабочая программа, журналы учёта успеваемости и внеурочной деятельности, план воспитательной работы для классных руководителей и характеристики.

Впрочем, сами педагоги, как сообщает портал «РВС», не верят, что их работа станет легче. Дело в том, что перечни документов к заполнению формируются не только на уровне министерства, но и на более низких уровнях. Поэтому чиновники всегда найдут способ, чтобы обеспечить педагогам «полную занятость» без остатка времени даже на личную жизнь.

По словам Нечаева, в таких условиях совсем неудивительно, что «молодёжь не хочет идти в педагогические вузы». Нехватка учителей означает, что нагрузка распределяется на оставшихся педагогов. Либо дети попросту недополучают знания.

«Мы предлагаем ввести единый федеральный оклад педагога в 75 тысяч рублей. Пилотным регионом может стать Свердловская область. Здесь трудится 31 тысяча учителей. Чтобы каждый из них получал как минимум 75 тысяч рублей, в год нужно выделять 28 млрд рублей. Приличная сумма для регионального бюджета, но посильная для федерального», - написал Нечаев в Telegram.

Всего в России насчитывается около 1,1 млн учителей. Если унифицировать зарплаты на уровне 75 тысяч, от бюджета потребуется 1 трлн рублей. такие деньги можно найти без проблем. «Скажем, на неконкурентные закупки каждый год уходит 26 трлн рублей. Эти деньги тратятся непрозрачно и зачастую непонятно на что. Хотя бы часть из них точно можно потратить на учителей», - заключил парламентарий.

Полная версия