Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Импортозамещение с китайским акцентом: в России появились высотные лифты

Не прошло нескольких месяцев с тех пор, как спикер Совфеда Валентина Матвиенко обозначила «проблему проблем» с отсутствием в России производства скоростных лифтов, как их серийное производство оказалось налажено.

Заявление Матвиенко было сделано 26 апреля. Причиной стал уход иностранных компаний, обеспечивающих небоскребы специальными лифтами.

В середине июня издание Forbes опубликовало материал, в котором говорилось, что от строительства высотных зданий, вероятно, придется отказаться, поскольку лифтов для них нет. Крупнейшие производители скоростных лифтов Otis и Kone заказы из России не принимают. Немецкая TK Elevator также прекратила поставки из-за санкций.

26 июля агентство Интерфакс сообщило, что задачу импортозамещения высотных лифтов неожиданно выполнил Щербинский лифтостроительный завод (ЩЛЗ). Расположенное на юге Москвы предприятие принадлежит «Дом.РФ». Производством высотных лифтов оно никогда не занималось. Однако теперь пресс-служба столичного департамента инвестиционной и промышленной политики объявила, что начато их серийное производство.

Стали известны технические характеристики новых лифтов: скорость подъема - 2,5 метра в секунду, грузоподъемность – до 1,6 тысячи кг, высотность – до 140 метров (что соответствует зданию в 40 этажей).

ЩЛЗ уже получил первый заказ на высотный лифт для многофункционального научно-образовательного корпуса МГТУ имени Баумана. Текущие мощности завода позволяют производить 12 тысяч лифтов в год.

Молниеносное импортозамещение: стоило только захотеть

ТГ-канал «Антискрепа» экономиста Никиты Кричевского констатирует, что с момента (28 июня) ухода из России последнего производителя высотных лифтов (финского Kone) прошло всего четыре недели, а решение с импортозамещением уже нашлось. Оно пришлось очень кстати, поскольку в Москве почти половина новых домов идет с этажностью выше 30-ти, а есть и дома выше 50 этажей. Вопрос производства высотных лифтов стоял остро, потому как альтернатива – отказ от проектировки лифтов выше 25 этажей.

«А что, если вся промышленность будет в таком темпе замещать все санкционные лакуны? Через год проснемся в другой стране», - говорится в комментарии канала.

Есть нюанс

Он касается испытаний высотных лифтов. Если речь идет о полностью отечественной разработке, неизвестно, где можно было бы произвести испытания. На территории ЩЛЗ испытательная башня, построенная еще в 1974 году, имеет высоту, сравнимую с 9-этажным зданием. Позже на совместном предприятии в Серпухове была построена 90-метровая башня, параметров которой тоже явно недостаточно для заявленных 140 метров.

Для сравнения, компания KONE для испытаний спецлифтов сконструировала шахту с лабораторией глубиной более 300 метров.

Несколько высотных (свыше 200 метров) испытательных башен компаний Hitachi, TK Elevator, KONE и Hyundai Elevator находятся в Китае. У Otis испытания проводятся в США. Хорошие возможности для тестирования есть в Японии, Южной Корее и Германии, но ввиду санкций эти варианты для России, скорее всего, закрыты. Остается Китай и гипотеза, что за несколько недель первый импортозамещенный лифт успели не только разработать, сконструировать, но и свозить до Китая на испытания, учесть (если таковые были) все огрехи, исправить, оформить документацию, перевести на русский и начать принимать заказы на внутреннем рынке.

Либо возникает гипотеза об использовании уже испытанных модулей, что тоже с оговорками можно назвать импортозамещением.

Полная версия