Ставка в развитии страны на интересы финансового капитала оказывает губительное влияние на экономику, которая уже не может работать в ситуации денежного голода.
В июне доходы федерального бюджета оказались меньше, чем в мае и апреле. В то же время нефтегазовые доходы не компенсируют продолжающееся сжатие общих доходов. Расходы после почти двукратного сокращения в мае пришлось восстановить, что привело к незначительному дефициту бюджета в районе 121,5 млрд рублей.
Структура доходов свидетельствует о сворачивании импорта и падении прибылей в той части экономики, «которая все еще их по какой-то причине показывает», отметил депутат Госдумы, экономист Михаил Делягин.
В нынешней обстановке показательна судьба оборонных предприятий, которые разве что по недоразумению за последние 30 лет не снесли, а на их месте не понастроили жилых кварталов. Им приходится работать в три смены, порой без выходных. Но о расширении производств «не помышляет почти никто», тогда как заработки с оборонных заказов по-прежнему «высасываются банками».
Сравнивать доходы бюджета по соседним месяцам с научной точки зрения неправильно. Однако в сравнении с показателями прошлого года наблюдается примерно та же картина. Номинально многие показатели демонстрируют рост. Но в реальности умеренное повышение с поправкой на уровень инфляции означает спад.
Сжатие доходов федерального бюджета очевидно: если апрельские показатели с оговорками можно считать сопоставимыми с прошлогодними, то в мае-июне доходы стали значительно ниже. Налоговые доходы в июне в реальном выражении гарантированно ниже прошлогодних, констатировал Делягин, сославшись на официальные данные Минфина. Связанные с внутренним производством налоги в июне заметно хуже, чем в мае. Еще более плачевная обстановка с импортом.
Парламентарий назвал обозначенную картину «шокирующей». Еще больше беспокоит отсутствие системной реакции на происходящее. Изменения в экономической и финансовой политике есть, но они микроскопические (например, пересмотр концессионных соглашений в ОЭЗ).
По факту реальный сектор остается питательной средой для финансовых спекулянтов, и этой среды становится все меньше. В конечном итоге такая политика ведет страну к банкротству, и высокие цены на энергоносители и сырье тут не помогают и не помогут. Об этом свидетельствуют приоткрытые данные об исполнении федерального бюджета.