Опора экономики обращается в пустое место: МСП закрываются тысячами
Состояние малого и среднего бизнеса в условиях санкций стало вызывать обеспокоенность отдельных его представителей.
На этой неделе экс-маркетолог, основавшая сеть кафе «Андерсон», Анастасия Татулова опубликовала в «МК» статью с названием «Пустое место не может быть опорой». Суть материала в том, что МСП (малые, средние предприниматели) в скором времени станут тем самым пустым местом, если не удастся наладить диалог государства и бизнеса на тему помощи.
Татулова отметила, что численность МСП сокращается на протяжении последних пяти лет, а в последний год тенденция стала вовсе устрашающей.
Впрочем, есть и другие мнения, согласно которым, ярко выраженных проблем у бизнеса сейчас нет.
Политолог Алексей Мухин в том же «МК» опубликовал ответный материал, в котором опровергает некоторые цифры, представленные Татуловой. Например, она сообщила, что малый бизнес за год (июль к июлю) сократился на 0,5%, средний — на 2,3%. Мухин в свою очередь сослался на Единый реестр МСП, в котором видно, что к 10 июля 2022 года в стране насчитывалось 5,669 млн МСП, год назад – 5,623. Разница почти в 50 тысяч в сторону увеличения.
Инвестор, аналитик Евгений Коган насчет статистических споров заметил, что и точные данные можно интерпретировать по-разному.
«Но факты как раз подтверждают слова Татуловой. Посмотрим на данные ФНС. Количество субъектов МСП с середины марта сократилось почти на 300 тысяч. Причем с января по март число МСП даже незначительно росло (+90 тыс.). Так что сокращение вызвано именно нынешним кризисом», - написал Коган в Telegram.
Он добавил, что обозначенная тенденция с каждым месяцем только усугубляется. С июня по июль в стране закрылось 140 тысяч субъектов МСП. Эта цифра сопоставима с тем, сколько МСП прекратило существования с марта по июнь.
Количество занятых в частном секторе тоже сокращается. Согласно наблюдениям ФНС число работников МСП снизилось на 550 тысяч.
Коган указал, что Татулова наверняка очень тесно коммуницирует с другими бизнесменами и хорошо осведомлена о волнующих их проблемах. О цифрах статистики можно спорить, их можно трактовать, но бизнесу от этого лучше не станет, и уж тем более было бы не желательным через год-два вместо малого и среднего бизнеса получить выжженное поле.
Помимо прочего, трудности МСП признаются на высшем государственном уровне. То есть, проблема есть, и она официально продекларирована. Бизнес сейчас переходит из одной экономической парадигмы в другую. Частному сектору приходится особенно тяжело. Поддержка от государства есть, но она, насколько можно судить по статистике, «не решает проблемы в полной мере», подытожил Евгений Коган.