Льготные кредиты для части малого бизнеса лишат господдержки
Банк России предложил реформу подхода к определению компаний как субъектов малого и среднего бизнеса.
В результате нововведения реестр МСП значительно сократится. В проекте ЦБ предусматривается введение более консервативных ограничений для малых и средних предприятий для отнесения их к малому и среднему бизнесу. В частности, ограничения касаются размеров активов и долга перед кредитными организациями. Об этом говорится в презентации главы департамента банковского регулирования ЦБ Александра Данилова, представленной на прошлой неделе, передает «КоммерсантЪ».
ЦБ делится статистикой, согласно которой только 6% МСП имеют непогашенные кредиты. При этом 25% задолженностей приходится на компании, которые сложно отнести к сегменту МСП. Дело в том, что они аффилированы с крупными банками и компаниями, имея долги под 50 млрд рублей. Например, многие из них – это крупные застройщики.
Теперь Центробанк предлагает убрать из реестра МСП компании с активами и кредитной нагрузкой, превышающими 8 млрд рублей. Кроме того, будет введено ограничение на общий объем кредитов с господдержкой для МСП в размере 2 млрд рублей.
Лимит по активам и объемам кредитов – не единственный критерий, из реестра уберут МСП, в которых доля владения крупным бизнесом и банками превышает 20% (сейчас планка установлена на 49%). Из реестра также хотят удалить финансовых посредников и МФО. Им тоже будет отказано в государственной поддержке.
Управляющий партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко инициативу ЦБ приветствовал. Он усомнился в правильности ситуации, когда МСП, по факту таковыми не являющиеся, получают льготные кредиты на миллиарды рублей. Этот подход противоречит самой идее МСП, тогда как небольшие компании, действительно, нуждаются в льготах.
С другой стороны, действия ЦБ могут обернуться рисками для банков, выдавших крупные кредиты МСП. Дело в том, что это в основном заемщики с общим долгом в районе 2 трлн рублей «висят» на балансе системно значимых банков. Вице-президент АБР Алексей Войлуков на этот счет заметил, что во избежание просрочек по платежам действовать следует более аккуратно – не просто вычеркивать компании из реестра МСП, а использовать «пониженные риск-веса». В противном случае, долговая нагрузка на лишенные льгот компании значительно вырастет, угрожая довести их до банкротства.
Глав Реалист-банка Владимир Эльманин обратил внимание на существование небольших банков, которые относятся к МСП. На них распространять требования об ограничении активов и долгов, как к каким-нибудь торговым киоскам, было бы нелогично. По сути, это те же МСП, хотя их долги и активы вполне могут превышать 8 млрд рублей.
Глава совета СРО «МиР» Эльман Мехтиев тоже выступил за менее радикальный подход. Вместо чистки реестра МСП он предложил прибегнуть к мерам «секьюритизации» рисковых портфелей банков, прокредитовавших крупные МСП, которые вполне могли бы получить заимствования без государственного субсидирования. В этом случае для банков было бы намного меньше рисков.