Форс-мажор или угроза: в ЕС отвергли предупреждение «Газпрома»
Немецкая компания Uniper отклонила уведомление «Газпрома» о форс-мажоре, из-за которого прокачка по «Северному потоку» может не соответствовать контрактным обязательствам.
Ситуация похожа на конфликт вокруг российского госдолга, который возник после заморозки резервов и введения дополнительных ограничений, фактически лишающих Россию технической возможности расплатиться по долгам. Тем не менее, это не помешало западным коллегам обвинить Москву в неисполнении обязательств и начать добиваться объявления технического дефолта.
В положении «Газпрома» возникли похожие проблемы, когда отремонтированная турбина Siemens вовремя не поступила из Канады по причине санкций, и российская госкорпорация была вынуждена значительно сократить объемы прокачки. Затем наступило время планового ремонта (11 июля), и нитку вовсе пришлось заблокировать.
На этом фоне агентство Reuters сообщило, что «Газпром» направил нескольким европейским партнерам уведомления о форс-мажоре. Журналисты Bloomberg уточнили, что в числе получателей оказался немецкий Uniper, а также как минимум еще три компании. В уведомлении говорится, что форс-мажор распространяется на поставки за июнь, причем насчет окончания форс-мажора никаких уточнений нет.
Руководитель направления газа, угля и углеводородов компании Energy Aspects Тревор Сикорски в беседе с Bloomberg назвал позицию «Газпрома» необычной и поделился впечатлением, что уведомление скорее выглядит как сигнал о том, что ограничение поставок может продлиться дольше, чем запланированное техобслуживание СП-1 (до 21 июля).
Reuters пишет, что в Uniper и RWE подтвердили факт получения уведомления, которое задним числом вводит положение форс-мажора с 14 июня. Uniper в ответ официально отклонила претензию отказаться от гарантий как необоснованную. RWE комментировать документ отказались.
Ранее в Siemens и ФРГ объявили, что видят в сокращении поставок по СП-1 политические мотивы, заверив, что технические возможности исполнять обязательства по поставкам есть, а невозврат турбин Канадой не мог привести к столь сильному сокращению объемов прокачки. Впрочем, Германия все же настояла на том, чтобы Канада вернула оборудование. Оттава со своей стороны согласилась передать турбины Германии, чтобы формально соблюсти режим санкций.
«Газпром» в свою очередь сообщил, что пока не располагает документами о решении Канады вывезти турбины, а потому не может прогнозировать, когда решатся проблемы с недостающей мощностью СП-1.