В Сбербанке спрогнозировали рост активности телефонных мошенников.
С началом спецоперации на Украине число звонков злоумышленников резко сократилось. Спад наблюдался в феврале-марте. Но затем статистика снова пошла вверх. К настоящему моменту объемы звонков восстановились до 60-70% от уровня начала года, рассказал в интервью РИА Новости зампред правления Сбера Станислав Кузнецов. «К сожалению, наш прогноз, что телефонное мошенничество постепенно будет расти», - заявил он.
По механизмам обмана ничего не меняется. Злоумышленники всегда стараются быть в новостной повестке. Они внимательно следят за событиями в России и в мире, придумывая, как к информационному поводу подвязать выдуманную необходимость для жертвы.
Например, в последнее время мошенники часто прикидываются крупных компаний, сотрудниками отделов кадров и предлагают гражданам работу. Они рассказывают о выгодных условиях, больших выплатах, могут организовать удаленное собеседование и даже прислать поддельный приказ о приеме на работу. Естественно, что оформление требует от соискателя личных данных, в числе которых будут данные карты.
Эта схема используется годами, а с развитием технологий всего лишь незначительно трансформировалась. Ранее у мошенников было популярно арендовать на несколько дней офисы, давать объявления о работе и на непродолжительный срок устраивать конвейерные собеседования, после которых соискателям звонили с отрадной новостью, будто их принимают на работу, но для начала «работодателю» нужно перевести небольшие деньги якобы на оформление зарплатой карты.
По словам Кузнецова, продолжают быть популярными схемы со звонками из «правоохранительных органов». Некоторое время назад мошенники в основном представлялись сотрудниками банков, которые будто бы обнаружили подозрительную активность, попытки переводов средств без ведома владельца счета. Нередко для убедительности вместо «службы безопасности» мошенники представлялись «Центробанком». Но второй вариант не прижился, поскольку довольно много людей давно в курсе, что ЦБ подобными вещами в принципе не может заниматься.
Сейчас у граждан больше шансов столкнуться со злоумышленниками, представляющимися следователями, сотрудниками МВД, ФСБ и прокуратуры. Как правило, в таких случаях мошенники строят диалог не с позиции благожелателя, заботящегося о сохранности денег гражданина. Напротив, жертву стараются запугать подозрениями, что со счета совершаются сомнительные операции, пугают уголовными делами и предлагают сотрудничество со «следствием». В конечном итоге дело доходит до предложений провести транзакцию на чужой счет, за которой якобы наблюдают, фиксируя доказательства.
Как лучше общаться с мошенниками
Ведущий юрист компании Объединенный юридический центр «Парфенон» Павел Уткин в беседе с агентством «Прайм» отметил, то иногда мошенники по телефону рассказывают жертвам о выигрышах в лотереях, о вариантах получить деньги через онлайн-банк и так далее. Способов, действительно, много, и каждый из них в конечном итоге приводит к просьбам поделиться критически значимой информацией. Это красная черта, которую переходить нельзя ни при каких обстоятельствах, никакие цифры на оборотной стороне карты никому передавать не следует. Подобные просьбы – верный признак афериста.
Разговор с мошенниками лучше сразу обрывать при первых подозрениях. Нет смысла тратить на них время и нервы, ругаться и грозить ответственностью по закону. От дальнейших звонков это не спасет. Если номер телефона уже оказался в слитых базах, распродаваемых злоумышленникам, звонки будут продолжаться.