«Брюссельский пиар»: транзитный кризис с Литвой заморожен
Еврокомиссия сумела убедить Литву занять менее жесткую позицию в отношении транзита российских грузов.
14 июля ЕК опубликовала инструкцию по перевозке товаров из России. В этом документе говорится, что по железной дороге в Калининград можно доставлять любую продукцию, которая не подпадает под санкции. В то же время там отмечено, что перемещение грузов между частями России ограничивать нельзя.
Премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните насчет инструкции заявила, что ведомства некоторое время продолжат работать по старым правилам с ограничениями до тех пор, пока новые рекомендации на основе разъяснений ЕК не будут установлены.
Транзит товаров в Калининградскую область продолжится, но грузы будут проверять тщательнее на предмет – действительно ли они предназначены для нужд российского региона. Шимоните подчеркнула, что Литва согласится с рекомендациями ЕК по транзиту «из уважения к трансатлантическому единству».
Более 80% ограничений будет снято
Губернатор Калининградской области Антон Алиханов в комментарии к позиции ЕК пояснил, что новые рекомендации снимают 80% ограничений на транспортировку санкционных грузов. Это означает, что проблема полностью не решена, и предстоит дополнительная переговорная работа над вопросом по автомобильному транзиту.
Брюссельский пиар
Доктор экономических наук Николай Межевич в эфире радиостанции «Говорит Москва» заявил, что Брюссель намеренно не стал решать проблему полностью, оставив предмет для дальнейших споров.
Таким образом идет затягивание конфликтной ситуации, чтобы отвлечь внимание России от спецоперации на Украине. «Пока эти разговоры — это, возможно, тактика затягивания, работа на публику, большой брюссельский пиар», - сказал эксперт.
Очевидно, что Еврокомиссия готовы поддерживать определенный уровень эскалации без «скатывания в серьёзный экономический конфликт». Европе нужен вялотекущий конфликт, отнимающий у Москвы внимание от более важных задач, подытожил Николай Межевич.
Свобода действий у Литвы остается
Обозреватель Анатолий Несмиян в оценке достигнутых договоренностей между ЕК и Литвой заметил, что, строго говоря, Литва сделала жест доброй воли, согласившись с рекомендациями. Это не отменяет угрозы того, что при некоторых обстоятельствах, при наличии повода, Вильнюс точно так же сможет отказаться от своего первоначального решения.
Впрочем, на данном этапе кризис преодолен, хотя и остаются ограничения на автомобильные перевозки в полном объеме.