Москва
18 декабря ‘24
Среда

Народ перешел в режим выживания: дефляция как показатель коллапса экономики

Росстат зафиксировал дефляцию в период с со 2 по 8 июля на уровне -0,03%.

Ольше всего подешевели овощи из борщевого набора. Капуста – на 13%, свекла – на 8%, картофель – на 7,6%. Связано это с сезонным фактором, поскольку фермеры уже начали собирать урожай. Ранее Росстат наблюдал дефляцию в июне.

Аналитик, инвестбанкир Евгений Коган отметил, что дефляция это тоже проблема для экономики, как и инфляция, свидетельствующая о негативных процессах. Дефляционная спираль также может быть опасна, правда сейчас говорить о ней преждевременно.

Глава минэкономразвития Максим Решетников уже предлагал бороться с падением цен при помощи дешевых кредитов. Но их нет до сих пор.

«С другой стороны, глава ЦБ Эльвира Набиуллина настаивает на том, что снижение цен в последние недели стало частью коррекции после их резкого роста в феврале–марте», – напомнил эксперт.

Относительно «феномена» цен аналитики Центробанка уже высказались. Они связали снижение потребительских цен с укреплением рубля и сезонным фактором. Впрочем, второй всплеск дефляции даже с поправкой на указанные два обстоятельства оценивается как «повышенный» относительно цели ЦБ. Проинфляционные риски регулятор пока еще все равно видит более существенными, нежели дезинфляционные. Иными словами, ЦБ ожидает, что инфляция еще может ударить по рынку с новой силой.

Коган со своей стороны согласился, что ослабление рубля и дефицит предложения сыграют роль в подпитке инфляции, хотя и незначительное. Проблема здесь в том, что без роста доходов населения не будет и роста потребительского спроса. Сегодня со спросом большие проблемы. Люди очень значительно сократили покупки и стали экономить.

Граждане пошли на рынок год назад, спровоцировав ажиотажный спрос на ряд товаров. ЦБ со своей стороны открыто говорил о заинтересованности сменить парадигму потребительского поведения путем мотивации людей класть деньги на депозиты и копить вместо акцента на покупках в ожидании кризиса. ЦБ повышал ключевую ставку в том числе ради привлекательности депозитов. Делал он это вынужденно, для защиты системы от слома. Спрос погасить удалось. Вот только теперь граждане сократили покупки вовсе не из-за желания класть деньги в банки. Лишних денег попросту нет.

Государство также анонсировало финансовые вливания в экономику для преодоления санкционного кризиса. Но потоков денег пока не видно. «Так откуда в данной ситуации взяться инфляции?», - задался вопросом Коган.

Рассуждая далее на тему дефляции, он выразил уверенность, что ЦБ не станет усердствовать в снижения стоимости денег. Ключевую ставку к августу в лучшем случае снизят до 8,5%, осенью – до 7,5-8%. Нужды для более резких действий нет. Инфляция фактически остановлена. Риски есть, но принимать решения на опережение – не в стиле ЦБ. Кроме того, регулятор не отвечает ни за экономический рост, ни за занятость населения.

Дешевых денег в стране в обозримом будущем не будет. Соответственно и экономика особых чудес не продемонстрирует, равно как и доходы граждан. Спрос сохранится на нынешнем уровне, и ровно на это обстоятельство указывают первые «звоночки» дефляции.

Полная версия