Инициатива Федеральной антимонопольной службы ввести дополнительный инструмент контроля над ценами через биржевую торговлю не выдерживает критики.
Ничего хорошего из этого не получится, а цены, наоборот, взлетят до таких уровней, что продукция станет для россиян недоступной. Такую оценку проекту ФАС дал депутат Госдумы, экономист Михаил Делягин.
Речь о дорожной карте развития биржевой торговли, предусматривающей расширение оборота бирж за счет таких позиций как лесопродукция, водные биоресурсы, продукты нефтегазохимии. В ФАС отмечают, что биржевая торговля является эффективным рыночным инструментом, обеспечивающим баланс спроса и предложения товаров на условиях здоровой конкуренции.
Официально заявляется, что цель – создать отечественные ценовые индикаторы на товарно-сырьевые активы, чтобы снизить зависимость от ценовой информации из-за рубежа.
Ошибка подобных рассуждений в том, что определение цены как баланса спроса и предложения к биржам не относится. Если цены на нефть выросли в 2-3 раза, «это вовсе не означает адекватного увеличения спроса, напротив, потребности в данном товаре могут и уменьшаться, но цена продолжат расти». Дело в том, что котировки на биржах главным образом зависят от того, «есть ли деньги на торговой площадке». Финансами всех бирж мира управляет ФРС США. Это фактически частный эмиссионный центр, который без оглядки на экономику может печатать ничем не обеспеченные «бумажки». Открыванием и закрыванием «краника с долларами» ФРС может поднять или опустить до уровня плинтуса цены практически на любой товар.
По всей видимости, в ФАС намереваются сконструировать похожую систему. По словам Делягина, ее появление практически полностью перекроет доступ предприятий к сырью. Скорее всего, на биржу войдут дружественные отнюдь не России олигархи и различные спекулянты, которым развитие страны безразлично. Тогда и бензин на АЗС может подскочить хоть до 300 рублей за литр, и хлеб – подорожать в разы, а стройматериалы – стать абсолютно недоступными для большинства граждан.
Крупный бизнес в России в последнее время жалуется на недостаток прибыли с экспорта вследствие укрепления рубля и грозит снижением производства. Парламентарий назвал эту позицию ультиматумом государству. Самым разумным ответом стала бы национализация, потому как в ситуации противостояния с западом и глобального кризиса будет разумно, если сырьевые отрасли начнут работать на развитие, обеспечивать максимальное снижение цен на свою продукцию. Под началом олигархов, которым мало что интересно, кроме яхт и дорогой недвижимости, работать на благо всего народа отрасли не будут.
Сам термин «национализация» стал в России жупелом, тогда как во Франции, например, власти национализировали концерн Electricite de France SA. Премьер-министр Элизабет Борн объяснила это чрезвычайной климатической ситуацией, требующей полного контроля над производством энергии.
В России экономическая обстановка хуже, чем во Франции. И это значит, что меры тоже должны быть более жесткими. Скромные успехи импортозамещения оставили страну перед лицом санкций ни с чем. Собственное производство загублено.
Но вместо решительных действий идут попытки поиграть на бирже ценой еще большей нищеты граждан и дальнейшей приватизации. Вывоз сырья за границу стал практически бессмысленным, но компании держатся за экспорт, как за основной источник доходов. Сюда же, в копилку малополезных действий, можно отнести поставки газа за валюту, которая потом копится на иностранных счетах вместо того, чтобы расходоваться на индустриализацию.
Биржи от ФАС Делягин отнес к тому же списку, подчеркнув, что так чиновники окончательно загонят народ «под пяту олигархов».