Москва
22 ноября ‘24
Пятница

В Госдуме раскрыли масштабы лжи об импортозамещении

В Госдуме 29 июня состоялось обсуждение исполнения бюджета России за 2021 год.

Важное место в дискуссии занял вопрос импортозамещения. С кратким обзором, как идет этот процесс на примере некоторых отраслей, выступил глава комитета Госдумы по бюджету Андрей Макаров («Единая Россия»).

В своей речи он посетовал, что существенная доля средств, направляемых отраслям в рамках господдержки, остается неизрасходованной. Макаров отметил, что корпорации порой попросту кладут полученные деньги на депозит и «неплохо живут» с процентов, а развитие промышленности так и остается в планах.

Парламентарий напомнил, что в ноябре 2020 года правительству предлагалось разработать нормы персональной ответственности для людей, курирующих программы развития. Без подобных решений импортозамещение и индустриализация так и останутся на бумаге.

В качестве иллюстрации к прогнозу Макаров представил несколько слайдов. Один из них касался госпрограммы развития авиационной промышленности. В оценках достигнутых результатов говорится: «Не выполнено 17 контрольных точек, не достигнуты 32 показателя программы и подпрограмм. Проектная часть в расходах по госпрограмме отсутствует, все расходы – текущая деятельность».

Макаров представил выборку новостей от крупных агентств, в которых говорилось о сроках начала крупного серийного производства самолета МС-21. Первые сообщения появились в 2009 году. В соответствии с ними массовый выпуск лайнеров должен был начаться еще в 2016-м. С тех пор сроки неоднократно переносили, и последнее актуальное обещание относит ожидаемый массовый выпуск МС-21 к 2029 году.

По авиационным двигателям картина та же. Здесь Макаров представил уже не новостные сводки, а приказы Минпромторга. В 2015 году Минпромторг поручил обеспечить локализацию двигателя ПД-14 с 0% до 100% в 2020 году, и локализацию топливных систем с 0% до 80-100% к концу 2017 года.

В августе 2021 года по этой части вышел еще один приказ министерства, в котором говорится все о том же ПД-14, который нужно импортозаместить с прежнего 0% до 90-100% к 2024 году. По топливным системам амбиции упали до 50%, которые также теперь желательно обеспечить к 2024 году.

Андрей Макаров подчеркнул, что обозначенные проценты прямо указывают на результат работы с 2015 года по 2021-й. Этот результат – 0%.

Похожая картина с автомобильными коробками передач. Их планировали в 2015 году полностью импортозаместить к концу 2020 года. Системы управления тормозами АБС с 0% до 100% – к концу 2016 года. По прошествии шести лет, в июле 2021 года Минпромторг представил новый приказ импортозаместить коробки передач: всё с того же 0% до 5% к 2024 году. По АБС (которая бы сейчас очень пригодилась для упрощенной модели Lada Granta) планы локализации к 2024 году – с 30% до 65%.

В заключение Андрей Макаров задал вопрос: «И дальше будем отчитываться планами?». Он предупредил, что с таким подходом «импортозамещение будет сводиться к тому, что всё будет хуже и дороже».

Полная версия