Интересы граждан и бизнеса разделились: кому мешает крепкий рубль
Неконтролируемый рубль становится головной болью для российских предпринимателей, но в масштабах всей страны и с учетом интересов населения ситуация выглядит несколько иначе.
О том, что крепкий рубль стал вызовом для российской экономики, ранее заявил глава Минэкономразвития Максим Решетников. Вице-премьер Андрей Белоусов тоже считает, что рубль в районе 53 за доллар крайне неуместен для России. Он уточнил, что оптимальный курс для экономики был бы 70-80 за доллар. Именно к такому курсу желательно вернуться как можно скорее, выразил пожелание Белоусов.
Депутат Госдумы Оксана Дмитриева согласилась, что стратегической пользы для экономики от крепкого рубля нет. От этого страдает импортозамещение. «Если денежные власти не будут сами проводить политику управляемого ослабления рубля, то существует опасность скачков и неуправляемого падения в случае организованных действий со стороны недружественных стран», - добавила Дмитриева.
Экономист, депутат Госдумы Михаил Делягин в интервью порталу Накануне.RU предложил другой взгляд на ситуацию с рублем. Он подчеркнул, что главной проблемой для импортозамещения является вовсе не рубль. Для развития собственной промышленности достаточно придерживаться политики разумного протекционизма. Можно ввести импортные пошлины, причем даже не заградительного порядка.
Однако власти пытаются ослабить рубль, вместо того чтобы вводить пошлины. Дело в том, что мало кто из управленцев может себе представить активную политику государства, направленную на форсированное развитие экономики. Тем более никому не приходит в голову, что экономику можно защищать от недобросовестной конкуренции, а уж жизнь за пределами ВТО (хотя эта организация де-факто уже не существует) видится им фантастикой. «Но ослабить курс не удается, потому что у нас очень сильно сократился импорт», — констатировал Делягин.
Отдельно экономист остановился на теме ключевой ставки, с помощью которой ЦБ, видимо, рассчитывает повлиять на курс рубля. Рентабельность обрабатывающей промышленности составляет 5%. Доступный кредит здесь составляет около 2%. Для этого ключевая ставка должна быть 0%. Но этого ЦБ никогда не сделает.
«В общем, в правительстве дружно сказали — мы хотим 75-80 рублей за доллар, на что Банк России достал лупу и ответил встречным вопросом — а вы кто такие?», - подытожил Делягин.
Время думать о людях
ТГ-канал «Русский доллар» по дискуссии о комфортном уровне рубля напоминает, что до 2015 года доллар стоил в районе 30 рублей. Затем, вследствие неблагоприятной внешней конъюнктуры доллар взлетел до 60 рублей, от чего выиграли экспортеры и бюджет, а проиграли остальные 145 млн россиян, «поскольку их зарплаты в долларовом эквиваленте уменьшились в два раза».
Со временем такой курс стал нормой, а теперь уже говорят о норме под 80 рублей за доллар. Но простые граждане в долларовом эквиваленте стали получать меньше, а значит, у них уменьшились возможности покупать импортные товары или ездить на отдых за границу.
«Те же, кто владел нефтяными скважинами, алюминиевыми заводами, угольными шахтами и сталепрокатными комбинатами, напротив – сказочно обогатились», - говорится в комментарии канала.
При укрепившемся рубле прибыли экспортеров снизились. Но не до того, чтобы работать себе в убыток.
«Зато выигрывает население <…> А кто сказал, что граждане России должны зарабатывать меньше чем жители Судана?», - заключили авторы канала.