Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Практический ответ Литве: какие инструменты есть у России

Официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила о практическом ответе на недружественные действия Литвы, но найти реальные меры воздействия будет наверняка непросто.

Выступая на брифинге, Захарова подчеркнула, что ответные меры на ограничение Литвой транзита в Калининградскую область прорабатываются. И они точно будут лежать не в дипломатической, а в практической плоскости. Мы заявили и Евросоюзу, и Литве о необходимости изменения предпринятых ими шагов», — добавила представитель МИД.

Отсутствие видимых рычагов воздействия

Днем ранее секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев пообещал, что Россия примет такие меры, которые ощутит на себе все население Литвы. Тем не менее, Литва продолжает двигаться в сторону организации блокады Калининграда. Вслед за запретом транзита некоторых товаров по железной дороге введен запрет транзита грузовым автотранспортом, а восточноевропейские СМИ сообщают, будто Литва планирует ограничить поставки газа в Калининград.

Инвестор, аналитик Олесь Филоненко в попытках предугадать, чем может ответить Москва, не нашел очевидных вариантов. Литва российскую нефть не покупает, а с апреля 2022 года – газ тоже. У страны есть собственный терминал СПГ, поэтому сейчас она способна обеспечивать газом не только себя, но и соседние страны, будучи присоединенной к энергосистеме северных государств. Подорожание электричества в Литве имеет место, но оно не превысит 40%, что в целом запланировано, так как идет выравнивание цен во всей Европе.

Экономические связи России и Литвы почти отсутствуют. Литовский бизнес начал сворачивать проекты в России после 2014 года. «У Литвы и России нет даже взаимных посольств - послы высланы после 24 февраля, статус понижен до временных поверенных», - добавил эксперт.

Значимого транзита на Восток и с Востока у Литвы нет. Во всяком случае, его всегда можно пустить в обход России и Белоруссии.

Очевидно, что решение Литвы ограничить транзит – не ее собственное решение. За ним, вероятно, стоит Брюссель и США. Но и сама Литва действует так, как будто не опасается никаких последствий.

Есть еще Сувалкский коридор, который можно попытаться задействовать в обходе блокады. Проблема в том, что это, по большому счету, «медвежий угол, там нет не то что железных дорог, там и авто дорог почти нет…один лес», заметил Филоненко. Кроме того, попытки силой «пробить» Сувалкский коридор чреваты конфликтом с НАТО. США неслучайно угрожают в случае обострения конфликта выступить на стороне Литвы.

«Устроить воздушный мост, так это никто и так не запрещает. Начать морскую блокаду Клайпеды - будет расценено НАТО, как начало конфликта», - отметил эксперт.

Ситуация выглядит патовой именно по части практических решений. Остаются разве что дипломатические инструменты, эффективность которых сейчас очень сомнительна.

Полная версия