Минфин беспомощно смотрит на «подгорающий» рубль
Министр финансов Антон Силуанов обрисовал масштабы валютного давления на рубль, которое заставляет национальную валюту укрепляться до невыгодных государству значений.
Силуанов сообщил, что масштабы избытка валюты на внутреннем рынке можно приблизительно оценить в $130 млрд. Данная сумма складывается за снижения импорта и приостановки действия бюджетного правила, пояснил министр в интервью РБК.
Импорт сократился примерно на $50 млрд. То есть, такой объем валюты из страны попросту не уходит. После заморозки российских резервов действие бюджетного правила, по которому часть нефтегазовых доходов резервировалась, внутренний рынок стал переполняться валютой еще больше. По бюджетному правилу можно было бы «стерилизовать» примерно порядка $80 млрд. Сейчас такой опции нет. Из двух обозначенных сумм получилась итоговая в $130 млрд, объяснил Силуанов.
Он посетовал, что из-за укрепления рубля доходы экспортеров снизились. Соответственно, бюджет тоже страдает. В то же время импортеры, которым крепкий рубль выгоден, физически не могут покупать часть товаров ввиду действия санкций и проблем с логистикой. Тут остается надеяться, что бизнес все-таки найдет обходные пути, как снова наладить импорт. «Это вопрос времени», — сказал Силуанов.
В заключение он добавил, что давление на рубль смягчит новое бюджетное правило. Однако его пока только разрабатывают. Как только оно будет готово и принято, будет еще переходный период сроком на два года. Поэтому здесь перемен к лучшему придется подождать до 2024-25 годов.
Констатация очевидного
Авторы ТГ-канала «Экономизм» насчет заявления Силуанова напомнили, что многие эксперты уже давно поставили диагноз крепкому рублю, отметив дисбаланс экспорта и импорта. Поэтому в данном случае рассуждения о давлении на рубль с тем же успехом могли быть присущи «Капитану Очевидности».
Однако возникает вопрос, кто совсем недавно заставил экспортеров продавать 80% валютной выручки на внутреннем рынке и ввел жесточайшие валютные ограничения.
Банки запустили волну введения комиссий за ведение валютных счетов, мотивируя вкладчиков избавляться от валюты. «При этом карты "Мир" работают по сути только в Турции, и снять оттуда можно не евро с долларами, а лиры. Да и в Турции карты принимают не везде <…> Проект с UnionPay провалился. Параллельному импорту не просто пытаться обскакать санкции, но что предложили для помощи в банках и Минфине? Самозанятость для челноков», - говорится в комментарии канала.
Если государству нужен доллар по 70-80 рублей, было бы логично создать спрос внутри страны, как-то решить проблему с наличной валютой (которой в стране не хватает). В противном случае разговоры про давление на рубль выглядят, как наблюдение за сгорающей на сковородке яичницей с безучастным философствованием на тему, почему так происходит.