Президент России Владимир Путин обозначил задачу для отечественного автопрома – обеспечить технологический суверенитет страны в данном направлении.
На совещании по вопросам развития автомобильной промышленности он заявил, что нужно разобраться, почему машины подорожали почти в два раза. Одним из факторов резкого роста цен могло стать сокращение предложения. Продажи в этом году заметно сократились. В сравнении с 2020-21 годами за первые пять месяцев 2022 года продажи снизились на 51%. В то же время, эксперты полагают, что во избежание дальнейшего подорожания снижение продаж не должно выходить за пределы 25%.
Существенным ударом по сегменту рынка стал уход из России иностранных партнеров. Это отразилось на объемах выпуска новых авто. В марте они сократились в три раза, а в апреле – в пять раз. Инвестиции в коммерческий транспорт тоже упали.
В свете происходящего необходимо сделать акцент на локализации производственных процессов. Это не значит, что сборка, включая производство абсолютно всех комплектующих, должны осуществляться исключительно в России. Но критически важные компоненты лучше делать самостоятельною то же касается различных ноу-хау и инженерных разработок. Интеллектуальные права тоже должны быть российскими.
Важной задачей также является обеспечение бесперебойной работы автомобильных заводов и сохранение штатов сотрудников.
Для поддержки спроса необходимо выработать новые подходы в работе отрасли, чтобы она обеспечивала рынок качественными и доступными по цене автомобилями в достаточном количестве.
Президент попросил правительство отчитаться о мерах поддержки автопрома и предложил более детально обсудить вопросы технического обслуживания авто, соответствие машин экологическим нормам.
Глава государства отдельно остановился на проблемах коммерческого транспорта. Здесь рынок тоже рискует столкнуться со спадом спроса. Тут основными покупателями являются транспортные компании и представители другого бизнеса. Сейчас они «придерживают инвестиции», присматриваются к развитию обстановки в свете запрета российским грузовикам въезжать в Европу. В данном сегменте правительству следует «шире посмотреть на различные программы поддержки».
В виду перестройки логистических цепочек и смены поставщиков было бы целесообразно подумать о снижении экокласса для грузовиков. Но здесь опять же, могут быть издержки: другие страны, вероятно, откажутся пускать к себе грузовики с пониженным экоклассом, и как следствие, растет риск потери работы водителями.