Москва
24 ноября ‘24
Воскресенье

Дефолт неизбежен? За Россией признали неплатеж по евробондам

Международная ассоциация свопов и деривативов (ISDA) зафиксировала неплатеж России по евробондам.

Факт неплатежа, как кредитного события, неформально равнозначного дефолту, признал комитет ISDA по определению таких случаев. Официально событие обозначено в документах ISDA как «Failure to Pay» (провал платежа).

Речь идет о долларовых облигациях с погашением 4 апреля. ISDA официально заявляет, что неплатеж на общую сумму $1,9 млн произошел 19 мая.

Как напоминает РБК, Минфин США тогда уже перекрыл России возможность платить по долгам с замороженных счетов. Однако Минфин РФ все же нашел способ довести деньги в долларах до держателей облигаций.

Однако, судя по данным ISDA, неоплаченным оказался дополнительный процент начисленный с 4 апреля по дату фактического погашения облигаций. В итоге держатели бумаг, получившие основные выплаты по долгу, все же обратились в клиринговую систему Euroclear с уведомлением о дефолте России.

В документальном сопровождении еврооблигаций есть пункт, в котором говорится, что каждая бумага перестает нести процент на дату погашения, кроме ситуаций неправомерного отказа от оплаты. В таких ситуациях на невовремя погашенный основной долг начинает начисляться процент из расчета 4,5% годовых.

Минфин РФ со своей стороны делал все возможное, чтобы расплатиться с кредиторами в установленной валюте. Задержка с перечислением в апреле могла возникнуть из-за решения США запретить обслуживать госдолг из замороженных счетов Центробанка. А в конце мая Штаты вовсе запретили платежи по облигациям в долларах любыми способами.

Остается еще возможность платить в рублях там, где условия облигаций предполагают переход на альтернативные валюты. По закону эта схема вполне имеет право быть. Однако нельзя исключить, что и здесь внезапно не возникнут непредвиденные препятствия.

Что будет в случае дефолта

В Минфине РФ неоднократно подчеркивали, что при самом плохом сценарии будет объявлен технический дефолт. Однако никаких реальных оснований для него нет, поскольку страна не утратила платежеспособности.

С другой стороны технический дефолт открывает европейским и американским коллегам окно возможностей замораживать и конфисковывать российские активы. Сюда же относятся активы российских бизнесменов, которые арестованы, но для их конфискации и дальнейшей продажи на аукционах нет правовых оснований. Теоретически, объявление дефолта решает эту проблему, и вслед за этим начнется волна формально обоснованных конфискаций.

Полная версия