Госдума наверняка поддержит идею выхода России из Болонской системы.
Депутат Петр Толстой в Telegram сообщил, что парламентарии приступили к проработке практических шагов в данном направлении. Работа здесь будет вестись совместно с правительством. «Деколонизация нашего образования началась. На очереди - изменение или отмена ЕГЭ и дебюрократизация системы образования в целом. Хватит», - подчеркнул Толстой.
Ранее в Минобрнауки подтвердили наличие планов отказаться от Болонской системы. Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков во вторник заявил, что Болонская система для России – прожитый этап. «Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента», - сказал Фальков.
По ситуации также высказалась официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. В эфире радио Sputnik она посетовала, что Болонская система предполагала стандартизацию образования. Однако, выполнив все условия, Россия так и не добилась полного признания своих дипломов за границей.
Плюсы и минусы Болонской системы на российской почве
Политолог Илья Гращенков, рассуждая о перспективах отечественной системы образования, отметил, что задача двухуровневой системы – приучить молодых людей постоянно расширять компетенции. То есть, учиться всю жизнь. Советская модель учила гражданина «на всю жизнь». Второе не так уж плохо, учитывая, какую базу учащийся получает, на основе которой можно осваивать практически любые науки и профессии. Но на рынке труда такой подход делает человека менее мобильным.
«Поэтому Болонская система фиксирует три основные задачи. Образование в течение всей жизни как актуальная стратегия европейских вузов. Усиление роли студенчества в осуществлении болонских реформ. Повышение привлекательности вузов Европы (борьба за «умы», «престиж», «деньги»)», - указал Гращенков в Telegram.
По технической части Болонская система предполагает стандартизацию степеней для возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования. Болонская декларация ориентирована на автономность и независимость университетов. В России за последние года автономия все более урезалась, а независимости не было и нет.
Другой минус – с внедрением Болонской системы не были учтены традиции отечественной системы образования, что привело к утрате многих ее достижений.
Насильственная «болонизация» привела к тому, что оставались без внимания вузовские исследования, проблемы содействия молодым ученым, финансирования высшей школы и так далее.
Тем не менее, с выходом из системы в России придется почти с нуля разрабатывать что-то свое, и это как минимум будет непросто, подытожил Гращенков.