«Росатом» вложился в батареи для электромобилей
Стоимость строительства фабрики по производству литий-ионных батарей в Калининграде превысит 26 млрд рублей.
Масштабным проектом занимается «Росатом», но вскоре к предприятию может подключиться второй акционер, который вложит в стройку еще 4 млрд рублей. Субсидии из регионального бюджета на грандиозную стройку составят 5 млрд рублей, передает «КоммерсантЪ».
Будущее производство ориентировано на внутренний рынок, но и со странами СНГ ведутся переговоры на предмет поставок. К 2030 году правительство рассчитывает, что с новым заводом сумма с продаж батарей за рубеж достигнет $112 млн. Впрочем, аналитики этот показатель считают слишком амбициозным.
К 2026 году производство литий-ионных аккумуляторов для авто может достичь 2,5 ГВт/ч в год. К 2030-му – 6 ГВт/ч. Такие параметры заложены в планы правительства. В этих планах самым проработанным проектом числится как раз завод в Калининградской области.
Новое производство является частью куда более масштабных планов. Речь о развитии электротранспорта. Независимо от того, насколько удачным получится проект «электроМосквича», к 2026 году в России должно производиться 71 тысяча электромобилей, а к 2030-му 217 тысяч. Запуск первой линии по производству батарей на калининградском заводе ожидается осенью 2025 года.
Непосредственно стройкой займется компания «Рэнера» (входит в ТВЭЛ Росатома). Технологическим партнером будет Enertech International Inc. из Южной Кореи. Батареи будут производиться для легковых и коммерческих авто, для городского транспорта.
По мнению Дмитрия Бабанского из SBS Consultin, батареи будут наиболее востребованы в сегменте городского и коммерческого транспорта. Личные автомобили на электротяге для большинства физлиц слишком дороги.
Для снижения цен было бы логично привлечь китайских производителей электромобилей. Китай в отрасли занимает одну из лидирующих позиций. Но тут критически важно обязать китайских коллег ставить на авто именно российские батареи. В авто нового поколения батареи являются наиболее наукоемким и дорогостоящим компонентом. В данном случае предприятие в Калининградской области сможет неплохо заработать.
Что касается перспектив экспорта батарей на $112 млн в год, эта задача выглядит слишком амбициозной. У России в числе дружественных осталось не так много стран, которые еще к тому же были бы богатыми. Вряд ли Таджикистан или Узбекистан в ближайшие пять лет организуют у себя производство электромобилей, для которых потребуются российские комплектующие.