Без импорта в России не осталось старых тряпок
Текстильная промышленность России сталкивается с нехваткой сырья из-за сложностей импорта.
Переработчики после санкций лишились около 85% сырья. Теперь для поддержания работы отрасли стране придется как-то наращивать сбор вторичного текстиля.
Гендиректор «Лаут Ресайклинг» Евгений Садовский в интервью РБК оценил долю утраченного объема сырья вследствие прекращения импорта в 73%. Еще 12% сырья предприятия потеряли после ухода из России шведской сети H&M. В ее магазинах собирали старую одежду.
Директор компании «Т-текстиль» Александр Завгородний посетовал, что пока восполнить дефицит не удается, а цены на вторичный текстиль между тем выросли втрое.
Частично нивелировать эффект кризиса могла бы помочь реформа расширенной ответственности производителя, которая бы наладила масштабный сбор старой одежды, по аналогии тому, как идет сбор макулатуры и металлолома.
Текстиль в России перерабатывается в обтирочную ветошь и регенерированное волокно. Первую используют на производствах, чтобы, например вытирать машинное масло с деталей. Ветошь – прекрасный абсорбент. Ее активно закупают авиастроители, РЖД, ремонтные мастерские. РДЖ в одном только 2019 году купила обтирочных материалов на 2,4 млн рублей.
Из шерстяных, хлопковых и синтетических тканей получается регенеративное волокно. Оно используется для шумоизоляции, утепления, набивки подушек.
Сложившаяся система промышленных цепочек получилась для России крайне импортозависимой. В прошлом году переработка вторичного текстиля составила чуть больше 20,1 тысячи тонн. Из них 14,7 тысячи – импорт. Еще 3 тысячи компании получали от отечественных сборщиков сырья, рассказала глава фонда «Второе дыхание» Дарья Алексеева. Довольно существенную роль на рынке играла сеть H&M, у которой насчитывалось 160 магазинов. В 2019 году она собрала 3 тонны. Данных по 2021 году нет.
Из-за санкций европейские компании, собирающие вторичное сырье в Европе, отказываются от сотрудничества с Россией. Европейские грузоперевозчики – тоже, поскольку опасаются вторичных санкций. В результате, по состоянию на начало мая у российских переработчиков осталось около 3 тысяч тонн сырья (15% от привычного объема).
В настоящий момент на территории России работают 13 компаний с потенциалом переработки 25 тысяч тонн сырья. Глава РЭО (экологический оператор) Денис Буцаев считает, что расширенная ответственность производителей позволит изыскать средства для увеличения сбора текстиля до 100 тысяч тонн в год. Экосбор компании и так уже платят, но Буцаев уверен, что суммы занижены в 2,5 раза.
Реформа РОП с увеличением экосбора позволит не только нарастить сбор текстиля, но и мощности переработки.