Можно ли возродить «Москвич» на активах группы Renault
Минпромторг России в четверг сообщил, что активы группы Renault перешли в государственную собственность.
В ТГ-канале ведомства уточнили, что подписание соглашений о передаче уже состоялось. Шефство над ними берет на себя правительство Москвы. Акции переходят подведомственному Минпромторгу РФ ФГУП «НАМИ.
О дальнейших планах после ухода Renault рассказал мэр Москвы Сергей Собянин. В сообщении на своем сайте он указал, что французский партнер планировал закрыть завод Renault в Москве. Россия же не могла этого допустить и оставить тысячи рабочих на улице.
«Поэтому я принял решение забрать завод на баланс города и возобновить производство легковых автомобилей под историческим брендом «Москвич»», - заявил Собянин.
Главным партнером возрождаемого завода «Москвич» станет КАМАЗ. Сначала планируется наладить производство автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. А в перспективе завод начнет выпускать электромобили.
«Кроме того, совместно с КАМАЗом и Минпромторгом России мы работаем над локализацией производства в России максимального количества автокомпонентов», - добавил Собянин.
В заключение он пообещал в этом году «открыть новую страницу истории «Москвича»».
Renault может в любой момент вернуться
Обозреватель, блогер Андрей Малахов отметил, что государство наверняка выкупило активы Renault по символической цене. По крайней мере, когда «Коммерсант» писал о соответствующих планах в апреле, называлась сумма в 1 рубль.
«Где есть обратный выкуп, там есть и первичный <…> Рено может выкупить их (активы) обратно, возможно по той же символической цене, в течении 6 лет», - пояснил эксперт.
Заводы при этом продолжат выпускать ту же линейку авто, только бренд Renault наверняка сменит «Москвич». Сервисным обслуживанием автомобилей вместо Renault займется АвтоВАЗ.
«То есть Renault уходит из России только номинально, продолжая поставлять всё необходимое для выпуска и обслуживания автомобилей. А когда всё уляжется (вопрос санкций) планирует вернуться», - предположил Малахов.
Экономист Никита Кричевский тоже обратил внимание на возможность обратного выкупа в течение шести предстоящих лет. Впечатление, что на самом деле речь идет ни о каком новом проекте, а о банальной «передержке», подкрепляют некоторые результаты работы НАМИ. НАМИ является владельцем 63,5% акций ООО «Аурус».
«Несмотря на то, что 70% деталей «Ауруса», как утверждается, российские, автомобили стоят каких-то безумных денег. НАМИ – это институциональная квинтэссенция нашей экономики последних лет. Потомки будут изучать экономические особенности нынешнего существования страны на базе этой уважаемой в определенных кругах организации», - поделился мнением экономист.
Производственные мощности давно канули в Лету
Политолог Илья Гращенков в Telegram напомнил, что в 2010 году ОАО «Москвич» после продажи имущества было официально ликвидировано. «Владельцем товарных знаков завода с эмблемой «Москвич» с 2009 года является немецкая фирма Volkswagen AG, однако выпуск самих машин под этой торговой маркой «VAG» возобновлять не стала и перевела автомобильный бренд «Москвич» в разряд «спящих». В 2011 году «VAG» продлил свои права на владение товарным знаком «Москвич» до 2021 года. Неизвестно, продлил ли «VAG»свои права до 2031 или нет, - написал Гращенков.
Производство запчастей на заводе «Москвич» было остановлено еще в 2002 году. Предприятие обанкротилось, и по состоянию на 2003 год его задолженность оценивалась в 23,3 млрд рублей.
В декабре 2006 года на аукционе продали территории и имущество завода, кузнечно-прессовое оборудование отправили в Китай, Индию и Турцию. А к 2007 году завод полностью прекратил существование.
Красивая утопия
Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр в интервью NEWS.ru назвал идею возрождения «Москвича» утопией. Старые «Москвичи» уже не отвечают никаким требованиям по экологии и безопасности. На пустом месте организовать полный цикл сборки. У Lada сейчас большие проблемы с комплектующими. Деталей не хватает на «Гранту», а о «Москвиче», исчезнувшем более 15 лет назад и говорить нечего.
«Предполагаю, что Москва начнёт искать сотрудничество с КНР или с Renault, но негласно. <...> Вернуться к прошлому невозможно, несмотря на желание», - сказал эксперт.
В 1990-е годы «Москвичи» выпускались «недоделанными», без рулей, сидений. Причем больше всего ценились автомобили не с родным, а с «жигулевским» двигателем.
За основу брались технические решения Renault. Правда, делалось это негласно. Сейчас возврат к прошлому невозможен. Это будет пустая ностальгия. В парадигме безопасности дорожного движения «выпускать на дороги машины категорически не современные — вне всякой логики», подытожил Хайцеэр.