Москва
26 декабря ‘24
Четверг

Конфискация российских резервов грозит развалить европейское право

Недавнее заявление главы европейской политики Жозепа Борреля о планах направить замороженные российские резервы на восстановление Украины было программным.

Задача, которую ставит перед собой ЕС, была обозначена, и теперь начинается практическая работа по конфискации российских средств. Об этом свидетельствует информация о намерениях Еврокомиссии представить юридическое предложение в обоснование конфискации активов. В настоящее время активы заморожены. Сделать это в рамках санкционной политики было несложно. Но куда сложнее подвести юридические обоснования под конфискацию.

Как заметил аналитик, инвестор Евгений Коган, речь также идет о яхтах, виллах и предметах искусства, принадлежащих российским предпринимателям. В деньгах тут еще наберется на примерно 30 млрд евро в дополнение к 300 млрд долларов резервов ЦБ.

«Одно дело заморозить некие активы. Дело нехитрое. Совсем иное – все эти активы прикарманить. То бишь конфисковать. А вот тут уже, как мы понимаем, нужна юридическая база. И причем железобетонная, чтобы потом никто не мог, как говорится, и почирикать», - отметил Коган в своем Telegram. Он подчеркнул, что право частной собственности при его попрании в последние месяцы на Западе все же принято уважать. В противном случае будут разрушены его основополагающие устои.

Юридическая загвоздка с экспроприацией активов состоит в том, что это вопрос национального законодательства. В каждой стране оно разное. Например, уклонение от санкций в одних государствах считается уголовным преступлением, в других – нет. Таким образом, предложение Еврокомиссии призвано гармонизовать правовую неразбериху. Вероятно, оно также расширит правовые возможности для конфискации активов без вынесения приговора суда.

Санкции позволяют замораживать активы олигархов, но конфисковать их без суда и приговора куда сложнее. Дело в том, что у предпринимателей наверняка найдутся хорошие юристы, которые найдут брешь, слабое звено в Европе, где законодательство категорически запрещает без суда забирать собственность. Далее неизбежно возникает простор для юридического конфликта в масштабах ЕС. Прецедент – есть прецедент, и для опытных европейских юристов тем для споров хватит на годы вперед с перспективой разбалансировки всей системы права Евросоюза.

Избежать этого можно в том случае, если европейское законодательство будет заранее перенастроено под текущие задачи. «Или будет издан всемирный указ, что теперь свящённое право частной собственности уже не актуально. И вообще не священно. Или оно, к примеру, на граждан РФ не распространяется», - предположил Коган.

Если в подобном указе за точку отсчета брать не гражданство или национальность, а, например, резидентство, правовых тонкостей все равно будет предостаточно. Непонятно, что делать, если к примеру человек родился в СССР, теперь живет в Монако (чьим резидентом является), а бизнес у него зарегистрирован в Непале или Гондурасе, да к тому же еще и записан на жену – гражданку Украины с британским резидентством.

Проще говоря, конфисковать российские активы без последствий для национального и международного права будет крайне затруднительно.

Полная версия