Уход IKEA подкосил российский рынок мебели
Российские производители мебели вынуждены сокращать производство, ожидая существенного падения продаж.
По итогам марта объемы производства снизились на 3%. О соответствующих расчетах Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности (АМДПР) сообщил «КоммерсантЪ».
Начало года для мебельщиков получилось удачным. Производство превысило показатели начала 2021 года на 15%. Но после начала спецоперации на Украине обстановка на рынке резко поменялась.
Президент АМДПР Александр Шестаков по этому поводу заявил, что март фактически «обнулил» все прогнозы на дальнейшее развитие отрасли.
О спаде производства также сообщили в компании «Мария». Ее гендиректор Ефим Кац указал на сокращение продаж продукции среднего и высшего ценового сегмента. Спросом прежнего уровня пока пользуется только бюджетная мебель. Ее доля в структуре продаж в период с февраля по апрель подросла с 3% до 15%.
Основатель Divan.ru Антон Макаров в комментарии к информации о негативной статистике объяснил падение спроса тем, что зарплаты россиян не успевают угнаться за инфляцией. В результате доходы падают, и покупать дорогую мебель у граждан уже не получается.
С января по март 2022 года стоимость мебели выросла в среднем на 12,5%. На рост цен влияет зависимость предприятий от импорта комплектующих ( лаки, краски, ткани).
Дополнительной проблемой стала приостановка работы в России шведской компании IKEA. Доля IKEA в производстве мебели в РФ составляла 5%. При этом около 80% продукции компании экспортировалось. Уход IKEA также закрыл для российских производителей важный канал продаж, и теперь им стало сложнее сбывать продукцию.
По мнению Ефима Каца, в свете обозначенных проблем себестоимость локальной продукции вырастет примерно на 30%.
Руководитель направления исследований и консалтинга компании Focus Technologies Михаил Васильев относительно ухода IKEA констатировал, что аналогов продукции этой компании на российском рынке нет. Более того, IKEA – это еще и площадка для подбора подходящей клиенту мебели. Онлайн-розница ее вряд ли заменит, так как покупателям важно пощупать покупаемый товар, оценить его удобство.
Управляющий партнер RedStone Индира Шафикова полагает, что ключевой проблемой на рынке мебели стала именно ситуация с IKEA. На замещение продукции компании потребуется от 3 до 5 лет.
Для потребителей не всё так плохо
Экономист Никита Кричевский в комментарии к тренду в мебельной промышленности заметил, что на онлайн-торговле продажи мебели не заканчиваются. При каждой фабрике обычно есть свои шоу-румы. «Да, они - не ближний свет, но мы же не покупаем мебель раз в неделю, как картошку», - отметил эксперт.
Качественную мебель производит отнюдь не только IKEA. Небольшие фабрики тоже собирают довольно конкурентную продукцию, но с ними еще и можно поторговаться.
Что касается элитной мебели, то львиная ее доля производится в Белоруссии, а приклеить лейбл «Made in Russia» совсем несложно.
Главный вопрос сейчас – это вопрос цены. С другой стороны, подорожание мебели даже на треть не столь ощутимо, как подорожание продовольствия, ведь мебель покупается один раз на долгие годы.