Москва
26 декабря ‘24
Четверг

Санкции не заставили внутренний рынок топлива повернуться к россиянам лицом

Теории о том, что с ограничением экспорта нефти и нефтепродуктов внутренний рынок России наполнится дешевым топливом, оказались несостоятельными.

Их логика очевидна. За невозможностью отправлять за рубеж энергоносители в прежних объемах остается два варианта: сворачивать добычу вплоть до консервации скважин (что подорвет развитие отрасли и в будущем создаст проблемы с эксплуатацией скважин), либо нарастить поставки на внутренний рынок со снижением цен до таких уровней, когда граждане с их доходами позволят себе заправляться, как в Венесуэле.

Движения по второму сценарию сейчас не наблюдается. Как сообщает «КоммерсантЪ», объемы переработки нефти на российских НПЗ сократились.

Эксперты «Петромаркета» по просьбе журналистов посчитали, что в апреле переработка нефти упала на 7% по сравнению с мартом (до около 670 тысяч тонн в сутки). В Минэнерго полагают, что данном случае нет никакой тенденции, а есть сезонное снижение переработки, которое обычно приходится как раз на апрель-май.

Значительное сокращение нефтепереработки зафиксировано на Уфимском НПЗ и ТАИФ-НК. Заводы были в простое с 1 по 8 апреля. Туапсинснефти».

В то же время, по словам Анны Лишневецкой из «Петромаркета», некоторые НПЗ, наоборот, увеличили нагрузку. Речь одском заводах, принадлежащих Сургутнефтегазу, «Газпромнефти», ЛУКОЙЛу.

«Ъ» отмечает, что причиной снижения нефтепереработки стали санкции США и Евросоюза после начала спецоперации на Украине. Ограничения существенно осложнили экспорт отечественных нефти и нефтепродуктов.

США и Великобритания ввели полный запрет на ввоз российской нефти. В ЕС до сих пор ограничения носили точечный характер в виде инициативных отказов некоторых трейдеров и компаний работать с Россией. 4 мая стало известно, что в шестом пакете санкций, который вступит в силу со дня на день, ЕС минимум на полгода откажется от российской нефти.

В свете обозначенных проблем заводам пришлось уменьшить переработку. Дело тут в ограниченном резервуарном парке. Например, ЛУКОЙЛ ранее сообщал, что НПЗ придется снижать мощности из-за того, что становится некуда девать мазут (побочный продукт переработки). Теоретически, мазут можно было отправить на ТЭЦ, но там опасаются связываться с мазутом сверх установленных норм ввиду проблем с экологами.

Сложности с экспортом привели и к снижению добычи нефти. Согласно подсчетам «Ъ», в апреле снижение составило 9% относительно марта.

Нельзя не заработать на «второй нефти»?

Блогер, обозреватель Анатолий Несмиян назвал принципиально невозможным вариант снижения внутренних цен на топливо из-за санкций. дело в том, что внутренний рынок остается источником стабильного дохода бюджета и нефтяных компаний. Отказываться от прибылей никто не собирается. Таким образом получается, что существующая модель развития не предполагает внутреннего развития. Она ориентирована на экспорт и выравнивание внутренних цен с европейскими.

«Иллюзии относительно того, что нефти станет больше, и мы, наконец, заживем — это иллюзии. Вредные и беспочвенные», - заключил Несмиян.

Полная версия